Интервью

«Говорим по делу»: Способен ли бизнес сделать мир лучше?

О новой философии предпринимательства, о том, как выглядит бизнес в социальной сфере и чем социальное предпринимательство отличается от социально ответственного бизнеса – об этом говорим по делу с Сергеем Голубевым, генеральным директором Фонда социальных инвестиций.

Сергей Голубев: —  Если мы говорим о социальном предпринимательстве, то его отличие от социально ответственного бизнеса в том, что в случае социально ответственного бизнеса компания, зарабатывающая, например, на продаже пирожков, готова из своей прибыли потратить определенную сумму на социальную сферу. Например, построить в своем городе сквер. А социальный предприниматель намерен решать проблемы определенной группы людей. Это могут быть сироты, многодетные семьи, инвалиды. То есть целевая аудитория, для которой создается некий бизнес, который даст им возможность экономической активности. Либо выстраиваются некие сервисы, которые, опять же, дают возможность этим людям быть экономически активными и самодостаточными.

В качестве примера приведу такой проект, как булочная – бизнес-инкубатор. Ее сотрудники – люди из малообеспеченных семей, «трудные» подростки, которые плохо учатся и реально понимают, что в университет им не поступить, но жить и зарабатывать как-то надо. И, чтобы они не пошли воровать, социальный предприниматель, который считает, что лучше жить не в криминализированном обществе и иметь возможность вечером с семьей спокойно погулять по улице, запускает внутри своего бизнеса такую программу. Он рассматривает эту целевую аудиторию, как основной костяк для развития своего бизнеса.

То есть по сути это всегда предпринимательская деятельность, но которая строится на сильных сторонах той целевой аудитории, с которой работает социальный предприниматель. Есть достаточно интересный пример трудоустройства аутистов, подобное примеры начинает развиваться и в России. Сильная сторона взрослых аутистов в том, что они могут работать с большими массивами данных. Ряд предпринимателей создали консалтинговые компании, где работают аутисты. Они сотрудничают с таким гигантами как Мicrosoft, Intel тестируют программное обеспечение. Может создаться мнение, что в данном случае социальный предприниматель использует аутистов в своих корыстных целях. Ничего подобного. Помимо того, что он дает им зарабатывать, социальный предприниматель еще выстраивает определенную программу социализации. В результате чего с этой целевой аудиторией работают, это так называемое сопровождаемое трудоустройство и плюс к этому социальный предприниматель меняет отношение общества к этой целевой аудитории.

Олег Кривенко: — Сергей, Вы упомянули социальных предпринимателей, общество. А как же государство, какова его роль?

директор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев

Сергей Голубев: — Государство делает две вещи – устанавливает правила игры, по которым действуют все предприниматели. А так же, и это вещь более специфичная для России, дает возможность социальному предпринимателю использовать все меры социальной поддержки граждан, которые выстроены в системе социальной политики Российской Федерации. В нашей стране принят 442 Федеральный закон «О социальном обслуживании», у нас есть реестр поставщиков социальных услуг, согласно которому предприниматель может оказывать услуги и получать потом за них компенсацию. Это нормальная практика и ей и нужно пользоваться.

Но, в целом, государство больше выступает в роли регулятора. Хотя в нашей стране оно реально способствует развитию социального предпринимательства. Это вызвано тем, что не со всеми социальными проблемами государство справляется, растет бюджетная нагрузка. И поэтому государство охотно приглашает предпринимателей заняться этой сферой, поскольку ему нужны даже не помощники, а партнеры. Но, здесь не идет речь о коммерциализации или приватизации социальной сферы. Смысл в том, что бы эти услуги стали максимально качественными и максимально доступными. И то возможно за счет комбинации усилий государства и предпринимательского сообщества. Государство берет на себя часть рисков, а предприниматели реализуют инновационные и креативные идеи по решению социальных проблем. И в этом тоже отличие социального предпринимательства от социально ответственного бизнеса. Например, мы сотрудничаем с компанией «Металлоинвест». Она активно реализует многие социальные проекты на четырех территориях своего присутствия. Но если мы предложим ей поработать, например, во Владивостоке, нам справедливо ответят – «А зачем нам это надо?». А социальный предприниматель готов иди дальше и расширяться. Например, в Новотроицке, где работает компания «Металлоинвест», есть социальный предприниматель. И он не хочет замыкаться только на городе и готов расширяться на всю Россию, а может и на весь мир. У него мышление и амбиции совершенно иные. Социальный предприниматель намерен решать проблему не для трех, четырех, десяти членов целевой аудитории, с которой он работает, он хочет решить эту проблему вообще. И в этом его ценность.

Олег Кривенко: — Судя по Вашим словам, социальный предприниматель это человек креативный и неравнодушный. Но неравнодушных людей не мало, есть среди них и те, кто хотел бы заняться социальным предпринимательством, но не знает как. Есть какой-то рецепт развития социального предпринимательства?

Сергей Голубев: — Я думаю, надо решат задачу с точки зрения воспитания. Необходимо выстроить такую среду, в которой будут возникать такие неравнодушные люди и которая поможет им себя реализовать в социальных проектах. Ведь мы же говорим о корпоративном предпринимательстве, когда внутри корпорации воспитывают людей, которые занимались бы проектами как предприниматели, а не как топ-менеджеры.

Когда с коллегами из Пермского края разрабатывали муниципальную вариативную программу по развитию социального предпринимательства мы вышли на ряд компонентов. В первую очередь это создание необходимой среды, для появления социальных предпринимателей. И ее базовый уровень должен быть ориентирован, как бы ни банально это звучало, на высокий уровень патриотизма. Любовь к родине, любовь к тому месту, где ты родился, любовь к людям, которые тебя окружают, уважительное к ним отношение. И начинать надо с детского сада, со школы. Есть прекрасные инструменты для этого, развитие социального проектирования, когда школьники формируют вместе с учителями определенные управленческие команды и начинают заниматься пусть небольшими, но конкретными делами там, где они живут. И это увязывается с образовательными программами. Чтобы не было так, здесь я занимаюсь делами, а здесь я учусь. Это должно продолжаться в университете, где есть уже специальные практики, такие как активная волонтерская деятельность, но, также встроенная в задачи университета. Например, Фонд Потанина начинает это сейчас активно продвигать. А заканчивается это уже работой непосредственно с предпринимателями, в рамках той инфраструктуры поддержки которая существует. Это запуск различных акселерационных программ, привлечение в качестве наставников опытных бизнесменов, проведение инвестиционных сессий, где маститые предприниматели готовы вкладываться как социальные инвесторы.

Олег Кривенко: — Вы сказали о привлечении к работе опытных предпринимателей. А как вообще большой бизнес относится к социальному предпринимательству, готов ли он ему помогать и принимать участие в этом процессе?

Сергей Голубев: — Я же говорил, что мы работаем с компанией «Металлоинвест». Она серьезно относится к социальным инвестициям, для нее это вложение в устойчивые институции, в том числе в развитие предпринимательства в городе Новотроицке, в развитие тех инициатив, которые генерируют социальные эффекты, за счет которых в целом меняется социальная среда. Но, вместе с тем в Новотроицке мы серьезно работаем и со слоем среднего предпринимательства, привлекая их в качестве так называемых «умных инвесторов», «умных денег» в работу с малым бизнесом. И уже есть примеры, когда средний бизнес инвестирует в малый для его развития. Понятно, что это не происходит одномоментно. Это достаточно серьезная и длительная работа. И пусть подобная практика пока немногочисленна, но, как говорится, тренд идет на увеличение. Ведь люди, которые не только многого достигли, но и дошли до определенного возраста и уровня сознания, понимают, что важен не только личный комфорт, но социальное благополучие того места де ты живешь и работаешь. Но, поскольку у самих руки до всего не доходят, они хотят, что бы появлялись лидеры социальных изменений и они готовы им помогать. Помощь эта может быть и интеллектуальной, и финансовой. Причем, как правило, интеллектуальная даже важней финансовой. Поэтому у нас сейчас серьезно идет развитие такого движение как менторство, наставничество, помощь уже состоявшихся предпринимателей начинающим. Которым подсказывают, что и как лучше сделать, куда следует идти, а куда ходить не надо. В этом плане система тоже выстраивается.

Олег Кривенко: — В продолжение того, о чем сейчас говорили. Я знаю, что Вы встречались с членами Торгово-промышленной палаты Оренбургской области. Как наше бизнес сообщество, деловые круги относятся к социальному предпринимательству?

Сергей Голубев: — У них очень позитивное отношение, они действительно готовы вкладываться, в том числе и финансово, в развитие социальных инноваций. Но, говоря в целом, можно встретить разные мнения. И здесь ценно то, что вы занимаетесь это темой как средство массовой информации, как средство пропаганды, поскольку об этом надо рассказывать.

Ведь о социальном предпринимательстве много говорят в Москве, но очень мало в регионах. Дело в том, что социальное предпринимательство для большинства еще непонятно. Поэтому многие недоумевают, как я буду заниматься социальным предпринимательством? Ведь сначала деньги надо заработать, а потом уж становиться социальным предпринимателем. Приходится объяснять, что речь идет совершенно о другом подходе, о том, что ты сразу выстраиваешь свой бизнес, но с той целевой аудиторией, проблему которой ты, по сути, решаешь, меняя в итоге качество жизни и мир этой целевой группы.

Вспоминаю двух предпринимателей из Новотроицка, которые были действительно социальными предпринимателями в чистом виде, Вот только они об этом и не догадывались. И узнали, только когда начали взаимодействовать с нами, с Фондом «Наше будущее», когда им сказали, то, чем вы занимаетесь, дает возможность подать заявку на финансовую поддержку со стороны фонда. И они привлекли в город деньги, стали дальше развивать свой бизнес. Так что просветительская работа очень важна, а для этого нужны встречи, общение и как можно большая вовлеченность в такого рода деятельность.

 

Возможно вам будет интересно:

Елена Безденежных на «ЭКОТЕХ»: крупные экологические инвестпроекты нуждаются в государственной поддержке

а также

Помогаем детям Беларуси осуществить их заветные мечты

 

1 Comment

  • Конечно способен. Чего стоит один пример белагропромбанка. Они же мало того что все заполнии инфой про их команду мечты, так вдохновили многих людей на поступки.

Leave a Comment