Интервью

Экология – бремя или возможность

Михаил Бабенко

Руководитель программы WWF Михаил Бабенко о том, что экология и экономика противопоставляются в России

Последние несколько десятилетий глобальные вызовы для мирового развития, такие как изменение климата, исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, старение населения и т. д., из теоретических предостережений выросли во вполне конкретные политические и бизнес-вызовы.

Политическую составляющую, прежде всего касающуюся климатических переговоров, на этот раз оставим несколько в стороне, а посмотрим на то, какие бизнес-решения принимаются разными игроками в отношении экологических вызовов.

Начать стоит с международных сигналов последних нескольких лет. В 2015 г. Ceres (неправительственная организация, внедряющая принципы устойчивости в бизнес-модели компаний) совместно с инвестиционной компанией Black Rock подготовили руководство для инвесторов и лиц, принимающих решения по вопросам устойчивости. В 2016 г. пять бирж (в Казахстане, Мексике, Марокко, Испании, Норвегии) заявили о подготовке требований к раскрытию компаниями информации по экологическим, социальным и управленческим вопросам. О подготовке аналогичных требований также заявили семь бирж NASDAQ в Скандинавии и на Балтике (Стокгольм, Хельсинки, Рейкьявик, Копенгаген, Таллин, Рига, Вильнюс).

В 2015 г. норвежский парламент принял решение, в соответствии с которым крупнейший в мире суверенный фонд – Норвежский пенсионный фонд – к 1 января 2016 г. должен был выйти из всех угольных активов. В сентябре 2015 г. центральный комитет Коммунистической партии Китая совместно с Госсоветом опубликовали комплексный план реформ по содействию экологическому прогрессу. В документе, как сообщило агентство «Синьхуа», «подчеркивается необходимость обеспечения экологической безопасности государства, улучшения качества окружающей среды и повышения эффективности использования источников энергии во имя формирования новой современной структуры, при которой наблюдается гармоничное развитие человека и природы».

Таким образом, экологические риски являются значимыми для инвесторов, финансовых рынков, суверенных фондов и это будет определенно влиять на поведение эмитентов. Но не менее важным фактором является то, что вторая по величине экономика мира принимает решения в области снижения выбросов парниковых газов и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

За этими решениями стоят вполне прагматичные причины, которые, к сожалению, не очевидны российскому бизнесу – в нашей стране экология по-прежнему является нелюбимой падчерицей и воспринимается либо как область благотворительности, либо как косвенный налог на бизнес.

За скобками в России остаются риски, связанные с изменением климата и исчерпанием ресурсов. Исследования, которые доказывают связь между способностью компаний управлять нефинансовыми рисками и генерированием дохода для акционеров в долгосрочной перспективе, пока остаются просто интересными фактами из другого мира.

За последние два года мы были свидетелями нескольких инициатив крупного российского бизнеса по снижению экологических требований, названных тормозом для экономического развития, особенно в условиях спада. Очевидно, что экологическое и экономическое развитие по каким-то причинам противопоставляются в России, а не интегрируются.

Как показывает опыт Всемирного фонда дикой природы (WWF), очень часто компании плохо понимают требования экологических организаций и рассматривают их как очередные обременения для бизнеса и, наоборот, экологические организации плохо понимают цели и бизнес-мотивацию компаний. Нефинансовые риски и в целом деятельность компании в области экологии и социальных инициатив зачастую воспринимается бизнесом исключительно как имиджевая деятельность, которая иногда требуется со стороны инвесторов.

В то же время для экологического сообщества эта деятельность – способ понять политику и практику компаний в области воздействия на окружающую среду, что необходимо для того, чтобы помочь компаниям это воздействие снизить. Для сближения позиций и выстраивания эффективного диалога мы считаем необходимым создание дискуссионной площадки.

Например, WWF совместно с компанией CREON Energy и при поддержке Национального рейтингового агентства в 2014 г. был разработан рейтинг нефтегазовых компаний. Его цель заключалась в создании мягкого механизма влияния на компании, стимулирующего бизнес раскрывать больше информации об экологическом воздействии.

Индикаторы, вошедшие в методику составления рейтинга, фактически являются списком существенных показателей для нефтегазовых компаний. В ходе подготовки рейтинга удалось создать эффективную площадку по взаимодействию между природоохранными организациями и нефтегазовыми компаниями.

Это взаимодействие позволило более четко сформулировать, какие именно данные и в каком виде необходимо раскрывать компаниям, а также помогло наладить сотрудничество с компаниями в области снижения их воздействия на окружающую среду и охрану биологического разнообразия.

Опыт WWF может быть реплицирован на различные секторы. Это поможет сформулировать требования к раскрытию информации, а также улучшить качество раскрываемой информации и нефинансовой отчетности в разных сферах бизнеса. В конечном итоге более качественная нефинансовая отчетность приведет к повышению инвестиционной привлекательности компаний, поскольку инвесторам будет понятнее, каким образом компания управляет нефинансовыми рисками.

 

Возможно вам будет интересно:

Новое исследование показывает всплеск политики отчетности. Что это значит для бизнеса и будущего отчетности?

а также

WWF: природные объекты всемирного наследия находятся под угрозой

Leave a Comment