Интервью

Анна Брусницына: «Социальные предприниматели – это люди катарсиса»

Анна Брусницына: «Социальные предприниматели - это люди катарсиса»

О том, как сегодня развивается социальное предпринимательство в России, как выглядит будущее социально направленного бизнеса и в чём интерес инвестора вкладываться в такие проекты, Анна Брусницына рассказала в интервью ikirov.ru.

На днях Киров посетила Анна Брусницына, предприниматель, ментор и эксперт фонда «Наше будущее», который сегодня курирует множество благотворительных проектов и программ для поддержки социального предпринимательства. В нашем городе Анна провела семинар, организованный Центром инноваций социальной сферы и посвящённый вопросу привлечения финансирования в социально ориентированный бизнес.

О том, как сегодня развивается социальное предпринимательство в России, как выглядит будущее социально направленного бизнеса и в чём интерес инвестора вкладываться в такие проекты, Анна Брусницына рассказала в интервью ikirov.ru.

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —О социальном предпринимательстве в России начали говорить сравнительно недавно. Что такое социальное предпринимательство и кто такой социальный предприниматель?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Действительно, о социальном предпринимательстве в России начали говорить около 10 лет назад. Сейчас принято считать, что социальное предпринимательство – это именно предпринимательство. Это очень важный момент. Это бизнес, который в процессе извлечения прибыли решает или смягчает острые проблемы общества. А так как проблем у общества много, то и спектр направлений социального предпринимательства очень широк.


Естественно, социальный предприниматель – это, в первую очередь, человек с мышлением предпринимателя, устойчивую бизнес-модель никто не отменял, и она должна работать. Однако я называю социальных предпринимателей людьми катарсиса. Они часто входят в социальное предпринимательство через свою личную историю, трагедию. Например,если в семье родился ребенок с отклонениями, или человек остался без работы, или, к примеру, сломал позвоночник и вынужден по-новому строить свою жизнь – у каждого своя история и свои проблемы. И решая их, человек начинает ещё и решать проблемы других, вдобавок зарабатывая на этом деньги.

Конечно, социальным бизнесом может заниматься любой человек, но, как показывает практика, к этому всё-таки нужно прийти, и чаще всего через что-то личное.

Анна Брусницына: «Социальные предприниматели - это люди катарсиса»

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —На какой стадии развития находится социальный бизнес в России сегодня? Какие виды социально ориентированных предприятий существуют на современном рынке?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Если говорить с точки зрения законодательства, то у нас в стране всё только начинается, потому что как такового законодательства в сфере социального предпринимательства пока нет. А если говорить с практической точки зрения, с точки зрения фактического существования предпринимателей и мероприятий, посвящённым социальному предпринимательству и его трендам, то здесь всё развивается очень активно. Года три-четыре назад о социальном бизнесе вообще только начинали говорить. Сейчас уже проходит множество мерояриятий в этой сфере, открываются ЦИССы – Центры инноваций социальной сферы. Это уже вторая ступенька.

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —Социальное предпринимательство, возможно, даже больше других видов бизнеса зависит от инвестиций и заинтересованности извне. В какие разновидности социального бизнеса сегодня готовы вкладываться инвесторы? И кто он – инвестор социального бизнеса? Государство?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Наверное, как раз в первую очередь это не государство. Государственных инвестиций в социальное предпринимательство я практически не вижу. В основном, социальные предприниматели получают деньги из нескольких источников – это стандартный фандрайзинг, то есть привлечение денег со стороны. Всё зависит от того, в каком виде юридического лица существует соцпредприятие. Это может быть ИП, ООО, НКО. Если это НКО, то оно действительно получает президентские гранты. Но нет пока программ, которые бы целенаправленно поддерживали именно социальное предпринимательство. Кроме того, существуют различные фонды. Например, фонд «Наше будущее» дает займы на срок до 7 лет до 10 миллионов. Начинают к этому процессу подтягиваться банки. Но, в основном, это те инвестиции, которые нужно возвращать – то есть это не гранты.

Анна Брусницына: «Социальные предприниматели - это люди катарсиса»

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —Получается, что социальным предпринимательством занимаются маленькие и средние компании, а крупные выступают инвесторами?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Отчасти такая связка есть. Я бы вообще сказала, что социальные предприятия – это микропредприятия. Потому что, во первых, это идёт от человека, а во-вторых, финансовые обороты социальных предприятий очень небольшие. У нас в России вообще малого бизнеса как такового, наверное, нет: от микропредприятий сразу переходим к средним, и прослойка малого бизнеса получается очень размытой. И я бы не стала отделять социальное предпринимательство от предпринимательства вообще в плане поддержки. Потому что ИП может получать преференции как ИП вне зависимости от его направленности, ООО – как ООО, НКО – как НКО и так далее.

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —В чём интерес инвесторов вкладываться в социальное предпринимательство? Ведь, насколько я понимаю, социальный бизнес – это довольно «длинные» деньги?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Не такие уж «длинные» на самом деле. Это не строительные мега-проекты, не мероприятия на несколько лет. С точки зрения инвестиционного аналитика это совсем не «длинные» деньги. Многие социальные предприятия начинают довольно быстро получать прибыль и, как любые обычные предприятия, возвращать деньги. Другой вопрос, что социальное предприятие обычно имеет низкую маржинальность, у него нет сверхприбылей, поэтому ему сложнее быстро возвращать деньги в больших объёмах.

Анна Брусницына: «Социальные предприниматели - это люди катарсиса»

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —Экономический кризис в России в 2014-15 годах подкосил многие коммерческие компании. Как выживают в условиях экономической нестабильности предприятия социально ориентированные? 

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Наш экономический кризис по отношению к предпринимательству вообще начался с развала царской России, когда предприниматели, наследовавшие крупный семейный бизнес, были раскулачены и разосланы по разным концам страны. Конечно, сегодня выживать тяжело – и не только из-за социальной направленности, а, скорее, из-за низкой покупательской способности населения. Способность людей потреблять товары очень упала, и сегодня человек приобретает те товары и услуги, которые закрывают первичные потребности -еда, одежда, оплата жилья. Какие-то услуги и предметы, которые производят соцпредприниматели, могут быть в меньшей степени востребованы. Безусловно, из-за низкой маржинальности социальному бизнесу выживать немного труднее. Но стоит помнить, что социальное предпринимательство «заточено» не только на деньги в карман.

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — В социальном предпринимательстве, как и в любом бизнесе, существуют свои тренды. Какие виды социального предпринимательства развиваются сегодня быстрее и лучше других? Есть ли какие-то виды социального бизнеса, которые всегда будут привлекать предпринимателей?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — Тут ответ абсолютно однозначный – в тренде сегодня и всегда всё, что связано с детьми. Это детские сады, какие-то обучающие курсы. Деятельность больше 40% социальных предпринимателей, которых мы сейчас фиксируем, связана с детством и материнством. Кроме того, в последнее время начало набирать популярность всё, что связано с престарелыми людьми: разнообразные курсы для пожилых, места проживания, пансионаты, нянечки, выездная сестринская помощь. Это связано с тем, что население нашей страны стремительно стареет. Ну, и в последние годе мы постоянно говорим об экологии, и часть предпринимателей занялась всем, что связано с этой сферой – переработкой, раздельным сбором мусора. Вот это, наверное, три позиции, которые на сегодня наиболее актуальны.

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» —В каких ещё направлениях, на ваш взгляд, стоит сегодня развивать социальное предпринимательство? Как вообще выглядит будущее социального бизнеса в России, есть ли у нас какая-то особая модель или вектор развития?

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ» — На самом деле мы, как бы ни пытались копировать образ жизни других стран, все имеем свой особенный менталитет. Однако проблемы человечества почти везде одинаковые. Поэтому в России хорошо приживается социальный бизнес, скопированный с других стран. например, чарити-шопы (от англ. charity – благотворительность – прим.ред.), у обувной фабрики «Тибож» есть проект pro bono – когда покупают две пары обуви, одну себе, а вторую – в подарок нуждающемуся. Это все хорошо приживается.

Что касается будущего социального бизнеса, то я всегда говорю – посмотрите в атлас новых профессий. Там все профессии так или иначе связаны с социумом, все социально ориентированные. Я считаю, что в будущем любое предпринимательство должно быть социальным. Всё, что,как говорят, не решает боль людей, все искусственно навязанные товары и услуги уйдут и мы будем покупать те вещи и услуги, которые действительно будут решать наши проблемы.

Источник: ikirov.ru

 

Возможно вам будет интересно:

Ассоциация менеджеров и ИД «КоммерсантЪ» огласили итоги 18-го рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров»

а также

Segezha Group и FSC России формируют культуру ответственного потребления экосертифицированных товаров

Leave a Comment