Акцент

Карманы держим шире.

Карманы держим шире.В не самые благополучные регионы страны деньги текут рекой… и проплывают мимо.

Глава государства, выступая на расширенном заседании политсовета НДП «Нур Отан», обрушился с критикой на всех казахстанских акимов. Причина была одна – неэффективная работа по решению проблем населения.

«В прямом эфире мне задали 40 тысяч вопросов. Я до сих пор анализирую, сколько же людей получили ответы. Мне еще окончательных результатов не дали. Вот, спрашивается: почему этот человек задал мне вопрос? Тогда зачем вы все там сидите? Чем вы занимаетесь?» – негодовал Нурсултан Назарбаев. При этом он подчеркнул, что «главная работа всех акимов, а также руководства партийных организаций на местах заключается в решении проблем населения». В настоящее время, пожалуй, больше всего проблем скопилось в Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях. Именно сюда вкладываются значительные средства.

Бурный поток

Парадокс, но самые бедные регионы Казахстана приносят самый большой доход как в бюджет государства, так и частным инвесторам. Здесь разрабатываются нефтяные месторождения, добываются многочисленные полезные ископаемые, функционирует отечественное производство и т.д. Помимо государства в развитие этих регионов в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса средства вкладывают и многочисленные нефте- и горнодобывающие компании.

Статья 41 закона РК «О нефти» обязует подрядчика участвовать в развитии социальной инфраструктуры согласно контракту на недропользование, сохранять объекты культурно-исторического значения. Так, например, по данным акимата Атырауской области, в прошлом году на социальные проекты нефтяные компании «Тенгизшевроил» и Agip направили не меньше 3 млрд тенге. «ПетроКазахстан» в развитие Кызылординской и Южно-Казахстанской областей за последние 4 года вложил более 25 млн долларов. А нефтедобывающая компания «Шеврон» за все годы своей деятельности в Казахстане инвестировала в различные республиканские проекты порядка 14 млрд долларов.

Выделенные средства идут в разные сферы: в первую очередь на образование и здравоохранение, в частности, тратятся средства на оснащение больниц новым медицинским оборудованием и на методико-техническое снабжение вузов, школ и колледжей. Значительная поддержка оказывается культуре и спорту. Не остаются в стороне и социально незащищенные слои населения.

Между тем, по сведениям опрошенных компаний, несмотря на такую бурную общественную работу, в этих регионах по-прежнему существует много проблем. Так, по данным компаний, работающих в этих регионах, Кызылординская область испытывает серьезные проблемы с нехваткой питьевой воды, электроэнергии, не хватает детских дошкольных учреждений. В ЮКО – недостаточная техническая оснащенность образовательных учреждений и ветхость зданий.

В Атырауской и Мангистауской областях на обе ноги хромает подготовка квалифицированных кадров. А в ВКО дела неплохо обстоят разве что со спортом.

Но не только крупный бизнес несет на себе бремя созидания социальной инфраструктуры в Казахстане. Серьезные средства идут и из государственного бюджета.

В Мангистауской области расходы на здравоохранение на 2009 год составили 11,9 млрд тенге, а на реализацию региональной программы развития образования в минувшем году направлено 1 млрд 323 млн тенге. Расходы Кызылординской области на улучшение качества медицинского обслуживания составили 115,6 млн тенге из республиканского и 175,7 млн тенге из местного бюджетов. На газификацию Кызылорды было выделено из республиканского бюджета 5,4 млрд тенге.

В 2009 году на социальное обеспечение Южно-Казахстанской области было выделено 1 млрд 311,6 млн тенге. А в Восточно-Казахстанской области, где слабым местом является охрана материнства и детства, на улучшение ситуации в этой области целевыми республиканскими трансфертами было предусмотрено 296,8 млн тенге. Именно такие цифры приводили акимы этих областей в своих отчетах по итогам 2009 года.

Цифры правду говорят

Между тем, по предварительным данным Министерства здравоохранения за 2009 год, эти области побили некоторые рекорды. Так, «наиболее высокие показатели материнской смертности зарегистрированы в Атырауской, Мангистауской, Кызылординской областях – 58,1, 55,3, 42,7 на 100 тысяч живорожденных». Показатели младенческой смертности тоже не радуют: «в ВКО – 22,8, Мангистауской – 22,1, ЮКО – 21,2 и Кызылординской – 21,1 на 100 тысяч живорожденных». Среди причин младенческой смертности ведущее место – за врожденными пороками развития и болезнями органов дыхания.

Мангистауская, Атырауская и Восточно-Казахстанская области лидируют и по уровню заболеваемости населения туберкулезом. И хотя представленные данные отражают ситуацию за 9 месяцев 2009 года, но в целом картина ясна.

В области образования тоже любопытная ситуация. По данным независимых экспертов и рекрутинговых компаний, наиболее низкую оценку работодатели дают вузам ВКО, Кызылординской и Атырауской областей. При этом деятельность вузов оценивается по таким критериям, как качественный состав контингента студентов и профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательский потенциал вуза, финансирование, расходы на обучение, социальные условия для студентов и уровень международного сотрудничества.

Что касается уровня жизни населения, то, основываясь на данные отчета «Регионы Казахстана», опубликованные Агентством РК по статистике, и здесь цифры не на стороне позитива.

Так, среднемесячная заработная плата в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях составляет 41 и 48 тысяч тенге, в Кызылординской – 53 тысячи тенге. Эти показатели самые низкие по республике. Среднемесячная заработная плата в Мангистауской и Атырауской областях радует – 98 и 111 тысяч соответственно. Однако стоит учитывать специфику этих нефтеносных областей, коим характерна глубокая социальная пропасть. При этом показатели денежного дохода на душу населения в месяц таковы: в Атырауской области – 66 тысяч, Мангистауской – 56 тысяч, Кызылординской – 25 тысяч, ВКО – 26 тысяч, ЮКО – 19 тысяч тенге.

Дело ясно, что дело темное

Компании рассказывают о своей социальной ответственности и вкладывают серьезные деньги в развитие инфраструктуры – от такого количества нулей у простых граждан голова идет кругом. В свою очередь акимы областей рапортуют о том, как много успешных проектов было реализовано. Но официальные цифры, приведенные выше, и те проблемы, о которых говорил глава государства в своем послании народу Казахстана, в частности о низкой производительности труда, слабой развитости малого и среднего бизнеса, плохой квалификации местных кадров и т.д., – все это неоспоримо.

Причин для такого несоответствия много. По мнению недропользователей, найти надежного партнера для реализации проектов является самой трудной задачей для любого спонсора. Вопрос упирается в качественную организацию работы. Местные органы власти на всех уровнях сетуют на не- хватку средств. А гражданский сектор заявляет о том, что мнение общественности в разработке проектов не учитывается. Пожалуй, в словах последних есть доля прав-ды. По данным самих недропользователей, они тесно сотрудничают в первую очередь с госорганами, совместно разрабатывают те или иные проекты, организовывают тендеры. Гражданское общество заявляет о неэффективности такого союза. Так, например, Павел Лобачев, член коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!», рассказал об особенностях строительства стадиона в Западном Казахстане в рамках социальной ответственности недропользователей.

– Каждое предприятие обязуется поднимать социальную инфраструктуру в том регионе, где расположено. В Западном Казахстане подняли вопрос по социальным выплатам. Там был построен огромный стадион. Мы просто сравнили, что на постройку стадиона ушло 10 млн долларов. Хотя точно такой же стадион был построен рядом за 2 млн долларов, – сообщил он.

В 2009 году было опубликовано исследование Гражданского альянса Казахстана, которое отразило ряд проблем.

– Среди проблем, которые мы выделили в развитии гражданского общества – отсутствие в Казахстане законодательных механизмов консультаций власти с населением и НПО при принятии решений. Кстати, бизнес тоже игнорирует интересы населения в процессе принятия решения. Еще одна проблема – согласно нашему исследованию, она состоит в том, что в государстве плохо реализуется пункт 2 статьи 20 Конституции РК о том, что «каждый имеет право свободно получать и распространять информацию». Чиновники, особенно локального уровня, по любому поводу прикрываются фразами «национальная безопасность» и «государственный сек-рет» для отказа в доступе к общественно значимой информации, – пояснила президент Гражданского альянса Казахстана Айгуль Соловьева.

К слову сказать, при написании данного материала сложилась интересная ситуация, когда большинство нефтяных компаний отказались отвечать на вопросы о своей деятельности в области корпоративной социальной ответственности. Мотивации для отказа были разными. Так, в некоторых компаниях КСО приравняли к коммерческой тайне, другие операторы со всеми вопросами направили в головные офисы за рубежом, предупредив, что на рассмотрение обращений может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев, а в иных компаниях отсутствуют специальные отделы по связям с общественностью, есть только отделы по связям с правительством.

Leave a Comment