Интервью

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе…

   В Украине очень мало компаний, ведущих летопись успеха с начала Независимости. Чтобы с достоинством преодолеть 20 лет политических перипетий, бюрократических преград и финансовых обвалов, нужно обладать недюжинным терпением и высоким профессионализмом.

   Компания «НИБУЛОН» за эти годы не только выросла в лидера сельскохозяйственного рынка страны, но и стала примером социальной ответственности. Причем не только перед своими сотрудниками, но и перед государством в целом. По какой причине такое предприятие, а с ним и целая отрасль попали в немилость к власть имущим, пожелавшим зарегулировать зерновой рынок, сейчас сказать сложно. Однако, по мнению Героя Украины, генерального директора «НИБУЛОНа» Алексея Вадатурского, эти «новые веяния» могут перечеркнуть двадцатилетний труд десятков тысяч людей по всей Украине. Тем самым, лишив ее не только зерновой отрасли, но и будущего европейской житницы. Об этом и многом другом в интервью с Алексеем Афанасьевичем Вадатурским, предприятие которого в эти дни отмечает свое 20-летие.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Афанасьевич, в ближайшие несколько лет Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) прогнозирует наступление мирового кризиса продовольствия. Как Вы считаете, Украина готова к тому, чтобы накормить мир?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Накопленный за 20 лет потенциал и опыт, безусловно, огромны. Но у меня складывается впечатление, что кто-то слишком увлекся идеей Украины как житницы и решил сконцентрировать все мощности и ресурсы для ее реализации в одних руках. В последние 5-7 лет наша страна стала выходить на бесспорно лидерские позиции по экспорту зерновых и подсолнечного масла. Во всем мире уже поняли, что с нами нужно считаться. Внутри же страны тенденции очень нездоровые. Кто-то пытается перекроить рынок под одну-две компании, неоправданно не допустив «НИБУЛОН» к получению квот, ставя суда на простои, вводя квотирование и пошлины. Например, из-за этих ограничений наша компания при потенциале экспорта в 5 млн. тонн зерновых (показатели 2009/2010 маркетингового года) и пятимесячном вынужденном простое нашего предприятия в 2010/2011 маркетинговом году смогла продать за рубеж 2,7 млн. тонн. Сейчас у нас в обработке находится более 80 тыс. га земли. В 2011 году производство зерновых по предприятиям компании достигло рекордных 400 тыс. тонн. Доля качественной пшеницы I-III классов выросла до 87%. А на рынке экспорта зерна практически постоянно присутствует нестабильность и непредсказуемость.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Почему так происходит?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Причин может быть несколько. Это и желание некоторых сил во властных коридорах подсобить внешним партнерам, и попытки монополизировать рынок внутри страны, и фантазии о захвате конкретного предприятия. Только здесь есть одна загвоздка. За реально работающими компаниями и их руководителями – тысячи людей, сотни миллионов инвестиций, реальные дела и социальная ответственность, к примеру, в тех регионах, где работает наша компания. Наши проекты, которые мы самостоятельно и успешно реализуем, не благодаря, а вопреки, являются уникальными. Пример тому – возрождение судоходства на реках Днепр и Южный Буг. Будут ли заниматься этим исключительно патриотическим проектом «варяги»? Думаю, нет.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Как в этой ситуации ведет себя «НИБУЛОН»?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Мы за последние годы не раз попадали под давление. Из офисов тоннами выносили документы, глава одной из райадминистраций запрещал нашим машинам перемещаться по территории района… После завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта, по указанию свыше, принимались решения по отмене решений о выделении земельных участков под строительство объектов, нам затягивали возмещение НДС, землеотвод под новые элеваторы и делали еще много других неприятностей. И, безусловно, мы надлежащим образом информируем международные финансовые институты, которые являются нашими кредиторами. Но есть и положительные примеры. Например, благодаря поддержке и содействию губернаторов недавно в рекордно короткие сроки построили в Киевской и Житомирской областях 2 современных высокотехнологичных элеваторных комплекса. В ближайшее время будем инвестировать в строительство перегрузочного терминала в Херсонской области, где также есть полная поддержка губернатора. Мы не даем ухудшиться репутации страны на внешних рынках. Наше зерно попадает на столы людей в 60 странах мира – от Японии на востоке до Америки на западе. Визитная карточка «НИБУЛОНа» – участие в продовольственных программах ООН. Мы единственная украинская компания, которая поставляет хлеб голодающим Африки и Азии, жертвам конфликтов и войн. Участие в таких проектах подтверждает не только нашу надежность, но и адекватное соотношение цены и качества продукции. Через внешнеторговую экспансию «НИБУЛОН» демонстрирует, что с украинскими предприятиями можно и нужно работать.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Вы когда-то подсчитывали, какой объем инвестиций вложили в проект по улучшению инфраструктуры зернового рынка за все эти годы?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Речь идет о почти 8,5 млрд. грн. инвестиций за 20 лет, из них почти 2,7 млрд. грн. непосредственно в производство сельскохозяйственной продукции. В ближайшие год-два мы доведем объем инвестиций до 10 млрд. грн. Все это инвестиции и в первоклассную сельскохозяйственную технику для обработки 80 га земли, и логистическую сеть, и в развитие и создание современной инфраструктуры, и в 20 современных элеваторных комплексов и перегрузочных терминалов. Мы, как патриоты-украинцы, построили собственный новый торговый флот, кстати, на украинских верфях из украинского металла, в отличии от государственных предприятий морехозяйственного комплекса, которые строят суда на зарубежных верфях. Мы подсчитали, что все эти успешные проекты по возрождению водных перевозок по Днепру и Южному Буг благодаря приближению построенных компанией объектов к сельхозтоваропроизводителям – дадут для АПК в целом эффект на уровне 4 млрд. грн. дополнительных доходов в год. Однако за этими цифрами, за внедрением передовых технологий, эффективного использования земли, удобрений, техники стоит труд молодого коллектива, а это 4,5 тыс. сотрудников «НИБУЛОНа» и десятки тысяч наших партнеров-поставщиков, строительных и судостроительных организаций. Без них наш успех был бы невозможен.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Трудно ли быть социально ответственной компанией в сегодняшней Украине? Многие и собственные-то концы с концами свести не могут – а Вы школы ремонтируете.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Я проведу одну параллель с зерновым рынком, из которой сразу станет понятно, зачем мы это делаем. Возьмем Украину, как производителя зерна. Зерно собрали – и что дальше? Нужны элеваторы, нужны перегрузочные терминалы, нужны судоходные реки. Без инфраструктуры – сколько бы мы не вырастили зерна – мы не сможем его сохранить для нужд украинцев и реализовать на экспорт. Точно также с любым бизнесом. Вот есть большая хорошая компания, с налаженными связями, идеями. Но кто будет там работать? Люди! Мы уже давно взяли шефство над 56-ю школами, которым подарили уже более 300 компьютеров. Мы сами заинтересованы, чтобы выпускники этих школ шли к нам работать. Чтобы у их родителей не болела голова о том, промерзнет ли в школе их ребенок, не застрянет ли сегодня автомобиль в луже на непроездной центральной улице села. Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад, школу или больницу в том селе или городе, где инвестирует наша компания. Я сам предлагаю помочь разработать генеральный план села или приобрести новейшее обучающее компьютерное оборудование для школы, или отремонтировать фельдшерско-акушерский пункт, или закупить новейшее лечебно-диагностическое медицинское оборудование. Мне важно, чтобы людям не только комфортно работалось, но и комфортно жилось. Социальная инфраструктура, на которую мы ежегодно тратим более 10 млн. грн. – для «НИБУЛОНа» большой задел на будущее. Вот так мы своим примером показываем для молодежи и выпускников ВУЗов, что сегодня престижно работать на селе и не зазорно, а почетно и заниматься выращиванием зерна. Поэтому сегодня к нам приходят на работу выпускники многих ВУЗов, в село возвращается молодежь, а дети из городов поступают в аграрные университеты. А реализуя социальные проекты компании, мы укрепляем доверие к нам как к жителям Украины, так и к сельхозтоваропроизводителям.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Вы упомянули об амбициях Украины стать житницей Европы. Выполнима ли задача Минагрополитики выйти на производство 80 млн. т зерна к 2015 году с нынешних 53 млн. т?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Начну с примера. Украина во времена существования Советского Союза имела рекордный урожай – 50 млн. тонн. Но, после непродуманных массовых реформ в сельском хозяйстве, аграрное производство развалилось, и были годы, когда Украина производила 20 млн. тонн зерна и становилась импортозависимой. Это я рассказал, чтобы показать, как в результате неумелой политики рушатся надежды. Очень хочется, чтобы сейчас все то хорошее, чего достигла Украина в аграрном производстве, не было похоронено из-за принятия совершенно непродуманного законопроекта «О рынке земель». Реформы не должны быть ради реформ. Я не хочу, чтобы украинцы испытали очередное потрясение, равное стихийному бедствию. Складывается впечатление, что принятие этого законопроекта хочет только определенная группа влиятельных людей, которые не слышат аграрный сектор. О каких амбициях может идти речь при такой ситуации? Или другой пример. Вырастить урожай-то мы можем. Но вот где хранить, где обрабатывать? Государство не занимается строительством элеваторов и не создает условий для привлечения инвестиций в их строительство – все сертифицированные элеваторы могут принять не более 30 млн. т зерна. Далее, что делать с этим выращенным зерном? Считаю утопией тот факт, что 100% зерна должно быть переработано в Украине и вывозиться в виде готовых продуктов питания. Стремиться к этому нужно, но Украина обречена на экспорт зерна. И только свободный экспорт по настоящему будет стимулировать выращивание сельхозпродукции, и только при свободном экспорте сельхозтоваропроизводитель получит справедливую и выгодную цену, и будет чувствовать себя полноправным участником мирового зернового рынка. И все это можно реализовать только при наличии современных элеваторных комплексов. Именно поэтому мы взялись за программу строительства сети собственных самых современных мощностей для хранения зерна по всей Украине.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Что же касается возрождения судоходства по Днепру и Южному Бугу, сразу возникает много вопросов. Почему развалено судоходная инфраструктура по Днепру и другим украинским рекам? Почему за 20 лет никто из первых лиц государства не поставил этот вопрос на самом высоком уровне?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Складывается впечатление, что есть какие-то силы, которые запрещают кому-либо инвестировать в Днепр. Мы отправили в Министерство инфраструктуры десятки обращений касательно проблемы возрождения судоходства по внутренним рекам Украины. Никакой реакции. А ведь от решения этих вопросов зависит и работа отечественных судостроительных заводов, и возрождение туризма, и пассажирских перевозок по Днепру. Особенно эта проблема становится актуальной в период проведения Евро-2012. Наша компания, в этих непростых условиях, комплексно и системно подходит к решению этого вопроса, и благодаря поддержке губернаторов на местах самостоятельно реализует эту инвестпрограмму. А ведь при создании необходимых условий для решения вышеуказанных проблем, Украина могла бы стать житницей мира.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Вы обращались за поддержкой Ваших проектов к государству?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Да, но это не та «поддержка», о которой, как правило, просят многие наши коллеги по крупному бизнесу. Мы не хотим денег, преференций от государства. Просто пусть будут прозрачные правила игры. Необходимо не говорить, а на самом деле создавать все условия для создания привлекательного инвестиционного климата в Украине. Мы считаем, что наш проект по возобновлению судоходства по Днепру и Южному Бугу заслуживает статус национального. Не для льгот. Просто новый статус позволил бы оградить нас от бюрократии и различных схем. Для нас это была бы и моральная поддержка.

Наш инвестиционный проект по строительству сети элеваторных комплексов и перегрузочных терминалов, а также возобновлению судоходства оценили и поддержали Всемирный банк, ЕБРР, правительства Дании, Швеции, Голландии и первоклассные западные банки. А собственное государство пока молчит.

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Планируете ли сбавлять темпы развития в 2012 году?

Алексей Вадатурский: «Меня не нужно упрашивать взять «под крыло» детский сад в том селе или городе...Алексей Вадатурский: Наоборот, в ближайшие годы «НИБУЛОН» будет только наращивать обороты. В частности, мы намерены продолжить строительство собственного флота, речных перегрузочных терминалов и элеваторов с тем, чтобы в перспективе довести объемы мощностей для хранения до 2,5 млн. тонн, а водных перевозок – до 3 млн. тонн. Уже в следующем году мы приступим к работам по поддержанию водных подходов к нашим причалам в надлежащем состоянии, также будем готовы к выполнению дноуглубления по Днепру и Южному Бугу. Для этой цели мы уже закупили финский земснаряд. Это даст возможность загружать несамоходные суда до полной емкости и вдвое увеличить эффективность водных перевозок. Надеемся, что нас услышит и Министерство инфраструктуры Украины, и мы сможем на возвратной основе выполнить работы по углублению русла Днепра на участках скальных пород, создающих препятствия судоходству на отрезке от Днепродзержинского шлюза до Днепропетровска, а также на других участках реки Днепр.

Особое внимание, как и ранее, будет уделяться реализации социальных проектов.

Leave a Comment