Акцент

Имидж в опасности!

Имидж в опасности!

   Ikea в ГДР, Apple в Китае или H&M в Бангладеш: все хотят производить свою продукцию более выгодным способом. При этом концерны часто теряют контроль над предприятиями-поставщиками – и рискуют своим имиджем.

   Стокгольм/ Дюссельдорф. Герберт Корнетский уверен. “Да, вот это мы делали в Вальдхайме”, – говорит шестидесятилетний мужчина и показывает на Кlippan, диван Ikea из каталога 1983 года. Корнетский был тогда руководителем отдела разработок в мебельном комбинате в Дрездене. И у этой былой гордости был один особенно важный клиент с Запада: шведский гигант Ikea разместил заказ на производство диванов Klippan в Вальдхайме. Охотясь за дешёвыми местами производства, концерн вышел на ГДР, которая могла таким образом получать важную для неё валюту.

   Пока всё в порядке. Это делали многие, в том числе и немецкие текстильные предприятия. Однако теперь Ikea оказалась под давлением после того, как шведский общественно-правовой канал SVT объявил, что покажет документы, в которых приводятся доказательства, что мебельный гигант наживался на принудительной работе политических заключённых в ГДР.

   Заранее скажем: доказательств никаких не было, были только предположения. Репортёру не удалось, насмотря на многомесячные исследования, найти хотя бы одного политзаключённого из ГДР, который бы ясно и однозначно мог сказать, что ему пришлось работать на Ikea. И тем не менее после 45-минутного фильма остётся подозрение, что шведский глобальный концерн при выборе мест производства действительно закрывал глаза на мелкие погрешности.

   Поиски всё более дешёвых мест производства завели многочисленные глобально действующие концерны в опасную ловушку. Потому что радуясь низким издержкам, многие из них умышленно не замечали того, что они должны также контролировать условия труда у своих поставщиков. Это касается не только Ikea, примеров много: так, компания Apple подверглась массированным обвинениям после нескольких самоубийств в китайской компании-поставщике Foxconn в том, что она не заботится об условиях труда у своих предприятий-контрагентов.

   Неоплачиваемая сверхурочная работа, неудовлетворительные условия безопасности, низкий уровень здравоохранения – Mac, iPad, iPod, эти продукты американского концерна все производятся предприятиями-поставщиками, по большей части в Китае – и часто с жестокими последствиями для человека и окружающей среды. В случае с Foxconn, важнейшим поставщиком Apple, имели место серьёзные обвинения. С тех пор компания Apple отреагировала на них и объявила о широкой проверке условий труда на китайской фабрике.

   Компания открыто признала, что больше не может себе позволить ничего не делать как компания, у которой 100 миллиардов долларов на счету, которая выплачивает своим акционерам большие дивиденды и одновременно позволяет вести производство на небезопасных фабриках с нищенской зарплатой. Но для этого понадобилось давление общественности. Тем временем трудовые договоры в Foxconn были изменены и рабочие получают сегодня зарплату значительно большего размера.

   CSR – Corporate Social Responsibility или корпоративная социальная ответственность, как согласны все эксперты, в будущем будет становиться всё важнее. Недостаточная экологичность производства и плохие условия труда на местах могут в перспективе нанести ущерб имиджу компании. И на это существует отложенный спрос: только 500-1000 из общего числа в 42000 компаний в ЕС имеют свою стратегию корпоративной социальной ответственности.

   Несколько лет назад McDonalds попал под огонь критики из-за своих игрушек в пакетах HappyMeal. Источник: Рейтер

   Что знало высшее руководство Ikea?

   Apple – не единственный случай в электронной отрасли. У поставщиков Dell, Fujitsu Siemens и Acer также были нарушения, как установила автор Кристиане Бадер в своей книге “Основания корпоративной политики социальной ответственности на примере проблематики детского труда”.

   Несколько лет назад под огонь критики попал и McDonalds из-за своих игрушек в пакетах HappyMeal. Гиганта Fast-Food обвинили летом 2000 г. в использовании детского труда на гонконгских фабриках игрушек. В конце 2001 г. было подтверждено также использование концерном Walt Disney детского труда не стране “третьего мира”, а в Калифорнии в США. “Нью-Йорк Таймс” сообщала в то время о работниках в возрасте от 7 до 15 лет на фабрике предприятия-поставщика.

   В текстильной отрасли широкую огласку получил детский труд для таких компаний как C&A, Triumph и таких крупных торговых фирм как Otto, KarstadtQuelle и Wal-Mart, согласно Кристине Бадер. С тех пор большинство концернов отреагировали на обвинения и создали соответствующий кодекс деловой этики.

   Шведская сеть модных магазинов Hennes & Mauritz (H&M) также испытала это на себе: по непроверенным сообщениям, имел место то детский труд на предприятиях-поставщиках в юго-восточной Азии, то неприемлемые условия труда. У H&M, как и у большинства глобальных концернов, имеются чёткие положения, которые обязаны подписывать поставщики. Но один менеджер H&M утверждает, что возможности контроля у главного офиса компании ограничены. “Мы размещаем заказы у проверенных нами поставщиков”, – говорит он. Но тем не менее часто случается, что эти поставщики размещают заказы в других местах без ведома штаб-квартиры концерна.

   Шведская сеть модных магазинов H&M также испытала на себе проблемы с поставщиками. Источник: dpa

   “Фантастические возможности” в Северной Корее

   Ikea также, возможно, в действительности не знала, что в ГДР на производстве мебели при случае использовался принудительный труд. Поэтому у Жанетт Скьелмозе теперь много дел. Запросы прессы и возмущённые звонки бывших заключённых ГДР. Успокоение или обнадёживание больше не работает, так как обвинения в прошедшие дни стали более массовыми. “Мы относимся ко всему этому очень и очень серьёзно”, – говорит Скьелмозе, которая отвечает в Ikea за вопросы производства. Ей также ничего другого не остаётся, так как канал SVT вечером в среду в лучшее телевизионное время не представил никаких доказательств, но дал множество намёков, которые обосновывают подозрения, что часть производства мебельного концерна действительно осуществлялась за счёт принудительного труда.

   Вольфганг Вельш, например, которому пришлось сидеть в тюрьме в Бранденбурге из-за подачи заявления на выезд за границу, точно помнит, что “в канцелярии тюрьмы лежали письма на шведском”. И в его тюрьме также производили мебель. “Если что-то такое действительно имело место, то это было крайне злополучно и совершенно неприемлемо”, – говорит Скьелмозе.

   Тем не менее она объявила, что её компания немедленно изучит все обвинения и подозрения. “Мы получили документы органов Штази и сейчас их просматриваем”. Но объёмный материал из более чем 1000 документов потребовал более точной проверки, а это займёт ещё некоторое время.
Татьяна Штернберг и Карл-Вольфганг Хольцапфель, которые выступают за проведение анализа преступлений в отношении политических заключённых со своим “Объединением 17 июня 1957 года”, написали Ikea и хотят объяснений. Они получили ответ от главы “Ikea Германия” Петера Бетцеля. Если политзаключённые работали на Ikea, то мы это резко осуждаем, сказано в нём. Но им этого недостаточно. Они надеются, что Ikea, возможно, создаст фонд, который будет помогать бывшим политзаключённым ГДР. Это не совсем исключено, так как Ikea дала понять, что готова к диалогу, если обвинения подтвердятся.

   Впрочем обвинения Ikea в том, что она использовала принудительный труд политзаключённых в ГДР, не новы. Ещё прошлой осенью канал WDR показал в документальном фильме, что Ikea производила в 65 мастерских в ГДР в числе прочего популярный диван Klippan. И в некоторых из этих мастерских, как сказано в фильме, использовлся труд политзаключённых. А ещё раньше, в 1984 году, после пожара в мебельном корпусе Ikea в Западной Германии не исключались политические причины. В письме к сотрудникам Ikea в то время было сказано, что слухи об использовании политзаключённых из ГДР при производстве совершенно неверны.

   Apple отреагировала и объявила о широкой проверке условий труда на фабрике Foxconn. Источник: Рейтер

   Как Ikea потеряла дальновидность

   То, что шведский пионер самостоятельно собираемой мебели среди прочего производил мебель в ГДР, является фактом. Но сегодня вопрос звучит скорее так: что знало высшее руководство Ikea? Было ло ли ему ясно, что дешёвая мебель изготавливается с помощью принудительного труда? “До сих пор нет никаких признаков того, что наше тогдашнее руководство знало об использовании политзаключённых”, – говорят в главном офисе компании в Эльмхульте на юге Швеции. Эти признаки, возможно, не предоставят и документы, о которых громко заявили на шведском телевидении.
Apple в Китае или H&M во Вьетнаме и Бангладеш – все ищут возможности для ещё более дешёвого производства своей продукции. В этой погоне за странами с дешёвым производством шведский мебельный гигант потерял кратковременно дальновидность: всего несколько лет назад делегация концерна вернулась в восторге из Северной Кореи и сообщила о “фантастических возможностях”. До контракта с поставщиками из диктатуры дело не дошло. В том числе потому, что компания не получила никаких гарантий от сталинистского режима Ким Чен Ына в отношении приличных условий работы, согласно пресс-секретарю Ikea.

   Производство Ikea осуществляется сегодня по всему миру. Точное наблюдение за различными местами производства не является публичным, но среди стран-производителей фигурируют Бангладеш, Пакистан, Мексика, Польша, Китай и Россия. Официально все предприятия-поставщики должны соблюдать кодекс, который предписывает справедливую оплату и разумные условия труда. Однако контролировать выполнение этого трудно.

Leave a Comment