The Economist: \”Есть ли польза от отчетов о воздействии деятельности бизнеса на социальную сферу и экологию?\”
Co-operative Financial Services (CFS) – компания, относящаяся к среднему бизнесу, работающая в области банковского дела и страхования. Она была основана на севере Англии в XIX веке. Но, по крайней мере, один аспект деятельности CFS делает ее мировым лидером бизнеса XXI столетия. В рейтинге нефинансовой отчетности CFS получила первое место, обогнав датскую фармацевтическую компанию Novo Nordisk и британского нефтяного гиганта BP. Опубликованный на этой неделе рейтинг был подготовлен консалтинговой программой ООН «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие» (United Nations Environment Programme and SustainAbility) в партнерстве с Standard & Poor’s, которая первой из компаний, занимающихся оценкой кредитного рейтинга, приняла участие в анализе нефинансовой отчетности.
В своих нефинансовых отчетах компании предлагают обзор «воздействия деятельности бизнеса на экологию и социальную сферу» за предыдущий год. Со времени подготовки последнего рейтинга в 2002 году многие компании стали готовить нефинансовые отчеты. Утверждается, что одновременно улучшилось и качество этих отчетов, и – что не вызывает радости у экологов – их объем. Так, отчет British American Tobacco (BAT) занимает около 200 страниц.
То, что 10 лет назад было добровольным начинанием компаний – необычным и даже «маргинальным», теперь становится общепринятой практикой, по крайней мере в Европе. В двадцатку лидеров по нефинансовой отчетности входят лишь две американские компании – Hewlett Packard (HP) и Ford, тогда как Европа представлена многими крупнейшими фирмами – BP, BT, Royal Ditch/Shell, Unilever и другими. Британское правительство предлагает сделать ежегодную публикацию подобных отчетов обязательной для крупных квотированных компаний. Ранее планировалось ввести такое требование в следующем году, но в прошлом месяце было решено, что бизнесу потребуется время на подготовку.
Составление нефинансовой отчетности было инициировано во многом в ответ на давление неправительственных организаций (НПО), утверждавших, часто весьма агрессивно, что многие компании ведут свой бизнес безответственно в отношении окружающей среды и общества.
В то время как НПО все более цинично высказываются по поводу публикуемых отчетов, некоторые инвесторы приходят к выводу, что эти отчеты являются (или могли бы являться) ценным источником информации, например, относительно коммерческих рисков, связанных с аспектами деятельности бизнеса, которые не отражаются в финансовой отчетности. «Мы не общественные активисты – мы независимые оценщики риска», – говорит Джордж Даллас из Standard & Poor’s. Данные, содержащиеся в нефинансовых отчетах, позволяют «с большей точностью оценить степень риска, связанного с данной компанией». И хотя пока нет убедительных доказательств того, что ответственное поведение в социальной и экологической сферах является привлекательным для акционеров компаний, уже ясно, что безответственное поведение явно непривлекательно, утверждает г-н Даллас. Например, легкомысленное отношение компании Exxon к утечке нефти на месторождении Exxon Valdez привело к падению покупательского спроса.
Нарядные фасады
Нефинансовые отчеты сильно отличаются друг от друга по своему стилю и содержанию. Многие фирмы тратят много времени и сил на то, чтобы представить информацию, ценность которой сомнительна. Например, одной из целей CFS на этот год является поддержание выброса СО при использовании энергии на уровне менее 0,7 кг на одного клиента. Такая статистическая корреляция вполне бессмысленна.
Другие компании заставляют усомниться в достоверности своих отчетов, когда говорят одно, а делают другое. Так, в отчете BAT сказано: «Мы убеждены в том, что значимая информация о нашей продукции должна быть по-прежнему доступной». Тем не менее доступ к 6-7 млн страниц документов, относящихся к маркетингу, которые по судебному решению, принятому в штате Миннесота, должны были быть преданы гласности, до сих пор затруднен.
Сейчас с этими документами можно ознакомиться только по предварительной записи в хранилище, расположенном в городе Гилфорд, в 30 милях к югу от Лондона. В конце октября пятилетние усилия Лондонской школы гигиены и тропических заболеваний, Калифорнийского университета и Клиники Майо привели к созданию независимого веб-сайта (www.bat.library.ucsf.edu), на котором размещено около одного миллиона страниц этих документов.
Единственным инструментом стандартизации нефинансовой отчетности является «Глобальная инициатива по предоставлению отчетности» (Global Reporting Initiative – GRI) – широко применяемый список из десятков вопросов, которым пользуются, по крайней мере на словах, все ведущие компании. Руководитель программ по социально ответственному инвестированию и корпоративному управлению компании Henderson Global Investors Роб Лейк говорит, что «схема отчетности GRI удачна». Однако компании могут выбирать, на какие именно вопросы отвечать (и пользуются этой возможностью).
В особенности таких инвесторов как г-н Лейк интересует ответ на вопрос о том, как географически распределяются уплаченные компанией налоги. (Можно спорить относительно того, хочет ли большинство акционеров, чтобы такая информация публиковалась, так как недоплата налогов может вызвать недовольство со стороны общественности.) Из всех компаний только Anglo-American старается предоставить такую информацию. BAT, методично отвечающий на все вопросы из списка GRI, при ответе на этот вопрос довольствуется лишь ремаркой о том, что налоговая информация компании «по каждой стране не приводится». Зато BAT с радостью сообщает нам, сколько кубометров воды расходуется на производство одного миллиона сигарет (если вам интересно – 7,84).
Единственная процедура аудита, которой подвергаются такие отчеты – это верификация. Многие верификационные отчеты были составлены консалтинговыми фирмами, во множестве возникшими в ответ на потребность в таких услугах.
Крупные аудиторские фирмы сейчас развивают эту сферу деятельности. Верификационный отчет BP был подготовлен компанией Ernst & Young, которая также проводит финансовый аудит этой компании. Можно было бы предположить, что Ernst & Young не захочет критиковать такого крупного клиента, однако это не совсем так. «Мы считаем, что BP могла бы посвятить больше внимания некоторым сферам», – говорится в отчете. В качестве примеров приводятся вопросы пенсионного обеспечения работников, юридические проблемы, связанные с трубопроводом стоимостью в 3 млрд долларов, идущим из Баку в средиземноморский Цейхан, и т.д.
Искусство нефинансовой отчетности находится в процессе эволюции, а «эволюция никогда не проходит гладко», отмечает председатель SustainAbility Джон Элкингтон. У компаний было право выбирать, какой информацией делиться. Но, если инвесторы вслед за Standard & Poor’s признают «важность нефинансовой информации в общей оценке рисков компании», сведений, которые компания хочет сообщить о себе, может оказаться недостаточно.
По материалам http://www.soc-otvet.ru
Leave a Comment