Главная

Корпоративная социальная ответственность: Не побочная деятельность, а составная часть бизнес-стратегии

Корпоративная социальная ответственность: Не побочная деятельность, а составная часть бизнес-стратегии

Корпоративная социальная ответственность:Не побочная деятельность, а составная часть бизнес-стратегии

Проблема способности компании убедительно продемонстрировать обществу вклад предприятия в социально-экономическое развитие региона, страны, в которых она работает, вопросы формирования уверенности у заинтересованных сторон в том, что корпорация ответственно подходит к вопросам производственной деятельности и устойчивого развития предприятия, занимает сегодня важное место в повестке дня любой современной нефтегазовой компании. Объем требований, предъявляемых к нефтегазовым корпорациям в области выявления и удовлетворения потребностей общества в целом, неуклонно возрастает в последнее время. Соответственно, для компаний растут как производственные, так и репутационные риски.

Стратегический выбор
Тема корпоративной социальной ответственности – одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что в настоящее время заметно возросла роль бизнеса в общественном развитии, повысились требования к его открытости и прозрачности. Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Европейская комиссия в своих документах определяет корпоративную социальную ответственность как «добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды».
Многие компании сегодня осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих национальных и международных компаний. Проявлением этого подхода является подготовка корпоративного социального отчета.
Процесс социальной отчетности создан для повышения открытости бизнеса перед обществом, информирования компаниями заинтересованных сторон о своей социальной активности. Корпоративный социальный отчет позволяет комплексно представлять обществу результаты деятельности компании, вести диалог со всеми общественными группами, выявлять их оценки и ожидания. Под заинтересованными сторонами подразумевается очень широкий круг общественных групп, организаций, государственных структур и просто людей, на которые и на которых компания оказывает влияние.
Международный опыт
Западные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании стали первопроходцами в области корпоративной социальной ответственности. Это связано с тем, что многие вопросы, лежащие в основе КСО и обсуждаемые в данном контексте, давно занимают важное место в их практической работе.
Западные компании отнюдь не воспринимают КСО как благотворительную деятельность. В мировой практике работа по обеспечению корпоративной социальной ответственности воспринимается как прагматичное направление развития бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет:
• повысить деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения со всеми стейкхолдерами компании – государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами;
• эффективно управлять непроизводственными рисками, возникающими в процессе взаимодействия со стейкхолдерами.
Компании декларируют свои программные намерения в области КСО в специальных документах и публично их декларируют. Большинство западных нефтегазовых компаний (BP, ENI, ConocoPhillips, ExxonMobil) руководствуются в своей практике подобными документами стратегического уровня, в том числе в области здоровья, безопасности и экологии.
Среди зарубежных компаний также широко распространена практика создания комитетов по социальной ответственности при совете директоров. Подобные комитеты направляют работу системы работы компании в области КСО в компаниях RoyalDutch/Shell, BP, PetroChina. Также в ряде компаний в совете директоров введена должность вице-президента по КСО, например, в ConocoPhillips и ENI. В результате деятельность в сфере КСО в этих компаниях выводится на уровень ответственности топ-менеджмента. В ряде западных компаний для непосредственной реализации социальных проектов и программ создаются специализированные департаменты по КСО (ExxonMobil, ENI, ChevronTexaco, ConocoPhillips, Petrobraz). В целом, говоря о международной практике, можно отметить формирование устойчивой тенденции формирования управления КСО в качестве самостоятельного и важного направления деятельности компаний. Современная практика ведущих зарубежных компаний показывает, что корпоративная социальная ответственность рассматривается, как правило, через призму стратегических целей ведения бизнеса.
Тенденции и приоритеты
Прежде всего, необходимо отметить известную долю популизма, который носит подчас социальная деятельность большинства российских нефтяных компаний. Зачастую активность в социальной сфере направлена лишь на формирование имиджа компании и манипуляцию общественным мнением в регионе деятельности. Несмотря на присутствие в ряде из них осознания необходимости проведения эффективной социальной политики предприятием и даже на возникновение в последнее время «моды» на социальные отчеты, КСО не рассматривается как ключевое направление деятельности компании, непосредственно связанное с единой бизнес-стратегией корпорации. А в ряде случаев такая деятельность осуществляется в качестве побочной, не имеющей высокого статуса. Но в последнее время, в связи с приходом в Россию ведущих западных транснациональных корпораций, таких как BP, в стране начинают происходить серьезные изменения в подходе к КСО. С другой стороны, выход российских компаний на западные рынки рано или поздно приведет к появлению в их деятельности общемировых норм и стандартов, в том числе в области КСО.
Современные приоритеты в сфере КСО зависят от выбора стратегических целей компании. Так, в ряде компаний наблюдается повышение влияния корпоративной социальной ответственности на рост их рыночной стоимости (капитализации). Это подтверждается появлением в последнее время сразу нескольких фондовых индексов социальной ответственности. А также растущим стремлением компаний войти в эти индексы. В то же время отсутствие публично продекларированных компанией задач в сфере КСО может стать причиной снижения эффективности социальной деятельности компаний.
Среди как западных, так и российских компаний сегодня можно наблюдать два подхода к вопросам корпоративной социальной ответственности. Так, для целого ряда компаний КСО является тем основополагающим принципом, в соответствии с которым строится корпоративное планирование, разрабатываются стратегии и принимаются решения. В то же время для других предприятий корпоративная социальная ответственность ассоциируется лишь с возникновением новых вопросов, которые необходимо решать исключительно исходя из одной причины: только бы компания не лишилась «лицензии на производственную деятельность».
Корпоративная социальная ответственность, широкое определение которой основано на таких понятиях, как надежность положения компании, ее устойчивое развитие и управление, обусловливает изменение деловой стратегии крупнейших международных корпораций. В настоящее время это наиболее комплексный вопрос, который стоит перед всем бизнес-сообществом. Ответственная и устойчиво развивающаяся компания использует достигнутые результаты для формирования основы своего экономического роста и повышения доходности в будущем с учетом корпоративных обязанностей в экономической, социальной и экологической сферах, а также интересов широкого круга заинтересованных сторон.
В настоящее время происходят важные изменения, связанные с возрастающим интересом лиц, принимающих решения, введением индексов FTSE4Good и Dow Jones в области устойчивого развития, публикацией различных руководств, например, рекомендаций Ассоциации британских страховщиков, которые предписывают компаниям оценивать и раскрывать социальные, этические и экологические риски. Эти изменения связаны также и с наиболее убедительным фактом: только в США в социально ответственных инвестиционных фондах аккумулировано более 2 триллионов долларов.
Опыт сотрудничества Ernst&Young с компаниями нефтегазовой отрасли показывает, что концентрация усилий руководства на нефинансовых вопросах дает разнообразные преимущества, связанные с непрерывным улучшением показателей в области охраны труда, техники безопасности, воздействия на окружающую среду, управления нефинансовыми рисками, удержания и мотивации персонала и укрепления деловой репутации. Многие нефтяные корпорации понимают, что перспективы расширения деятельности и доступ к новым возможностям во многом зависят от успеха сотрудничества с правительствами, партнерами и поставщиками как по финансовым, так и по нефинансовым вопросам.
Основные вопросы, которые предстоит решить
Многие компании заняты разработкой стратегии, политики, процедур, структуры отчетности КСО. Для них получение преимуществ в результате соблюдения принципов КСО будет зависеть от следующих основных факторов:
• ясности поставленной цели;
• качества принятых мер;
• эффективности диалога с заинтересованными сторонами;
• степени интеграции КСО в структуру бизнеса;
• составления отчетности и раскрытия информации.
В целом существует понимание того, что необходимо принимать меры в области корпоративной социальной ответственности. Это, как правило, находит отражение в долгосрочном планировании, в основе которого лежат принципы, отличные от стремления получить краткосрочные преимущества на основе анализа затрат.
Основной вопрос, который предстоит решить в течение следующих нескольких лет, заключается в разработке более эффективных показателей производственной деятельности, которые бы наиболее полно отражали вклад компании в социально-экономическое развитие региона. Это – непростой вопрос. Однако использование таких показателей поможет компаниям защитить себя от атак и получить преимущества от достижения положительных результатов, а также облегчит сравнение показателей деятельности компаний нефтяной отрасли, став, таким образом, важным фактором конкурентной дифференциации.
Неотъемлемым элементом стратегии в области КСО компании должно быть взаимодействие с заинтересованными сторонами, чье мнение оказывает влияние на стоимость компании и ее деловую репутацию. Например, нефтяные и газодобывающие компании знают из собственного опыта, что надежное техническое обоснование основных инвестиций и операционных решений недостаточно, если группы заинтересованных сторон противодействуют предлагаемым решениям или направлению развития.
В последнее время серия стандартов АА 1000, опубликованная Институтом социальной и этической ответственности AccountAbility, нашла широкое распространение среди компаний как инструмент для идентификации и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Многие компании начинают готовить внешнюю нефинансовую отчетность, отвечая на требования рынка, при этом не адаптируя свою деятельность и процесс принятия решений в соответствии с принципами КСО. Однако реальные преимущества можно получить только после внедрения указанных принципов, которые позволят управлять рисками и использовать новые возможности на устойчивой основе.
Говоря о крупных энергетических компаниях, следует отметить, что вопросы охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды уже давно являются неотъемлемой частью обустройства и эксплуатации нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий, а также работы с персоналом. Но при этом круг требующих решения вопросов неуклонно расширяется вследствие всевозрастающей необходимости взаимодействия с подрядчиками и поставщиками.
Отчетность в области КСО
В настоящее время компании сами проявляют инициативу, начиная изучать и оценивать свое «социальное воздействие». Вместе с этим деятельность в области КСО в будущем может регулироваться законодательными и нормативными требованиями. И попытки, направленные на внедрение таких требований, в этой области уже делаются. В некоторых европейских странах уже существуют нормативные требования в области нефинансовой отчетности.
Глобальная инициатива по отчетности (GRI) – шаг в указанном направлении. Такая отчетность появилась в результате сотрудничества частных компаний, правительств и неправительственных организаций, направленного на разработку международных стандартов нефинансовой отчетности в области КСО. Проект Руководства GRI содержит более 90 показателей в экологической, социальной и экономической сферах. Более 700 международных компаний уже используют его для составления своих отчетов в области КСО.
Очевидно, что тенденция, направленная на введение стандартов, сохранится в течение ближайших лет. Сегодня актуально независимое подтверждение отчетов в области КСО. Считается, что их независимая верификация, если и не станет обязательной, то получит более широкое распространение. Общепризнанно, что она ведет к повышению доверия к отчету, а сам процесс верификации полезен для выявления возможностей для совершенствования систем или улучшения показателей.
Основной вывод заключается в том, что споры о роли и месте энергетических компаний в обществе не новы и будут идти в течение продолжительного времени. В итоге каждая компания должна будет проанализировать и сформулировать свою позицию по вопросам, лежащим в основе дискуссии о КСО. Решение многочисленных вопросов в области КСО связано с принятием сложных решений. Но это открыло бы огромные возможности для развития в условиях конкурентной борьбы: компании, понимающие важность соблюдения принципов корпоративной ответственности, первыми получат конкурентные преимущества.

ЖУРНАЛ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО»
№1, 2006

Leave a Comment