Главная

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЕЛАРУСИ. ДИАЛОГ ВЛАСТИ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И НАСЕЛЕНИЯ.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЕЛАРУСИ. ДИАЛОГ ВЛАСТИ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И НАСЕЛЕНИЯ.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЕЛАРУСИ. ДИАЛОГ ВЛАСТИ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И НАСЕЛЕНИЯ.

В февральском выпуске газеты “Ключевой вопрос”, №5(161), 2009 г. опубликована статья “ВСЕСТОРОННЯЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ”, посвященная результатам проведенного Центром SATIO исследования в области корпоративной социальной ответственности (КСО) по трем сегментам: население, бизнес-сообщество и власть. С любезного разрешения редакции газеты мы предлагаем Вашему вниманию данную публикацию.

Для предприятий и корпораций на Западе корпоративная социальная ответственность является частью обычной бизнес-практики и играет огромную роль в формировании корпоративной культуры. Выдвигая и реализуя программы в рамках КСО, бизнес стремится, с одной стороны, реабилитировать себя в глазах общества, с другой? надеется, улучшив свой имидж, увеличить конкурентоспособность продукции, а значит, и прибыль. Ведь очевидно, что отношение к тому или иному товару определяется не только его качеством, эффективностью рекламы, маркетинговой политики, но и репутацией компании в глазах бизнес-партнеров, местного социума, общества в целом. Центр системных бизнес-технологий SATIO под руководством Инициативы ООН Глобальный договор в Беларуси провел масштабное исследование в области КСО по трем сегментам: население, бизнес-сообщество и власть. Подробнее рассказывает директор SATIO Жанна Гринюк.

Понятие КСО

В международном понимании корпоративная социальная ответственность трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Социально значимые вопросы давно стоят в центре внимания общественности, поэтому компании пытаются по мере сил «вести себя хорошо», не наступая на больные мозоли общественному мнению. Levi Strauss & Co в 1995 г. была вынуждена свернуть контракты с Бирмой (ныне Мьянма) по причине нарушения прав человека в этой стране. Российские компании активно выходят на мировые рынки и уже поэтому вынуждены играть по правилам цивилизованного бизнеса. Компания «ЛУКОЙЛ» объявила о введении международных стандартов экологической сертификации ISO и OHSAS, а вскоре после этого приобрела в США компанию Getty Petrolium с сетью ее заправок. «Вимм Билль Данн» получила международный сертификат соответствия British Retailer Consortium, после чего стала активно продвигать свой брэнд за рубежом.

При этом западные компании отнюдь не воспринимают КСО как благотворительную деятельность. В мировой практике КСО воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет, например, повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения с государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами.

Исследование
Развитие диалога заинтересованных сторон (бизнеса, правительства, общественных организаций, населения, в том числе профсоюзов) по вопросам корпоративной социальной ответственности и подготовка национальной повестки по КСО — основные задачи второго этапа Инициативы ООН Глобальный договор в Беларуси. Цель Глобального договора — продвигать концепцию этического бизнеса, освещать примеры социально-ответственного поведения и вклада отечественных фирм в социально-экономическое развитие, внедрить механизмы более эффективной реализации социальных инвестиций бизнеса.

Жанна ГРИНЮК:

«Проводя исследование, мы понимали, что население, бизнес и власть влияют на принятие определенных социальных решений, поэтому наша задача была направлена на поиск барьеров между тремя сегментами и их устранение.
По трем сегментам получилась несколько разная картина в плане достижимости. Если население было сто процентов достижимо, и мы смогли реализовать в полном объеме исследование, благодаря грамотно сформированной выборке, и она может быть экстраполирована на всю республику. Мы смело делаем выводы в отношении восприятия населением Беларуси феномена КСО.

Что касается бизнеса, то он был несколько труднее достижим. Мы сделали письменную рассылку, сделав квотированную по отраслям и регионам независимую выборку. Разослав сто шестьдесят писем, мы смогли получить с последующим дозвоном только восемьдесят один ответ. Соответственно, мы может экстраполировать результаты исследования только на самые социально активные сегменты бизнеса, которые приняли участие в исследовании.
Третий сегмент оказался самым трудно достижимым. Мы также составили письменное обращение и разослали их по министерствам и ведомствам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Всего было послано более тридцати писем, с последующими дозвонами нам удалось добиться только двух полноценных интервью. Основная причина отказов кроется в том, что у власти нет четкой позиции в отношении КСО и она не может в этой связи участвовать в опросе. На основании двух интервью мы не можем делать серьезные выводы, хотя определенные очевидные тренды там просматриваются».

Население
Как показывает практика зарубежных стран, КСО — это ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса. Социальная ответственность бизнеса является дополнительным ресурсом его развития, жизненно важным и общепризнанным фактором конкуренции в экономически развитых странах. С этой точки зрения необходимо было оценить влияние КСО на деятельность белорусских предприятий, на отношение потребителей, государства, работников предприятия к социально-ответственным компаниям.

Жанна ГРИНЮК:

«Полученные данные в результате опроса населения, позволяют делать выводы о том, что население Беларуси практически не информировано о сути КСО, и абсолютно не информировано о реальных примерах действий бизнеса в управлении КСО. Целый блок вопросов, касающихся примеров акций компаний КСО, привела респондентов в замешательство, и более 90% не смогли ответить и привести примеры из этой области».

«Более 70% городских жителей и более 80% сельских никогда не слышали о феномене КСО. Жители, которые информированы о КСО, имеют неполное представление о его сути. И более 20%, которые заявили, что знают, что такое КСО, на деле не смогли ответить, как они ее воспринимают».
Главные акценты, которые в восприятии КСО расставляют жители Беларуси, касаются в первую очередь двух социальных ролей: сотрудника компании и потребителя. Таким образом, 61% сельских и 69,9% городских жителей воспринимают КСО как ответственность перед сотрудниками компании, а 50% сельских и 42% городских жителей воспринимают как ответственность перед потребителями.

Жанна ГРИНЮК:

«Вопрос о сути КСО был открытым. 17% сельского населения ответили, что они что-то слышали, а 22% — затрудняются ответить. Оказалось также, что ответственность перед обществом имеет меньшую значимость и меньше проникнуто КСО в плане понимания ответственности перед обществом. Для нас это было неожиданно, потому что традиционно все исследования в области КСО, и в том числе и в России, и в Украине, приводили нас к выводу о том, что КСО воспринимается в первую очередь как благотворительность. На сегодня мы имеем все основания, чтобы утверждать, что таким образом КСО воспринимается только в группе бизнеса и общественных организаций. Население же не связывает напрямую КСО и благотворительность компании».
Ответы городских жителей оказались более эгоцентричны, чем ответы сельских. Так, около 70% городских респондентов понимают КСО как ответственность перед персоналом. По словам Жанны ГРИНЮК, интересными оказались оценки КСО статуса собственного работодателя. И неожиданны были цифры, касающиеся желания и нежелания работать в КСО компании. В результате около 45% населения можно признать не лояльными к КСО компаниям. И это еще раз подтверждает, что жители Беларуси не понимают сути корпоративной ответственности жителей.

Жанна ГРИНЮК:

«Интерес потребительский статус населения, что является одним из мотиваторов для бизнеса. Аналогичные исследования в Западной Европе, США приводили исследователей к выводам, что население этих стран не только предпочитает товары КСО компаний, но также и их акции. И таким образом повышается привлекательность этих бизнесов, инвестиций, брендов, капитализации. КСО является существенным фактором на Западе, но об этом нельзя сказать, когда мы говорим о положении КСО компаний в Беларуси. По результатам исследования 1/3 населения относятся нелояльно к КСО компаниям после опыта покупки. И это тревожный факт».
«Следует отметить, что население республики перспективно смотрит на взаимодействие общества, бизнеса и государства».

Бизнес и власть

Важным направлением развития КСО является соответствие действий компаний в этой области ожиданиям общества. Опрос общественного мнения позволит формировать наиболее значимые социальные программы, отражающие интересы общества, бизнеса и государства. А для эффективного взаимодействия правительства и бизнеса в целях содействия устойчивому развитию общества через внедрение КСО необходимо было оценить мнение представителей государственных ведомств, бизнесов о важности КСО в республике и причинах, препятствующих ее развитию; об инструментах стимулирования и приоритетных сферах поддержки; выявить области возможного партнерства и барьеры на пути сотрудничества. Анализ опроса позволит разработать рекомендации по созданию благоприятных рамочных условий для активизации КСО и внести предложения в национальную повестку ее развития.

Жанна ГРИНЮК:

«В сегмент бизнеса попало 59% производственных компаний, 4% предприятий сельского хозяйства, 30% из сфера услуг, 7% — организации торговли. Подавляющее большинство, 48%, затрудняются ответить на вопрос, есть ли в Беларуси КСО бизнесы, 8% — уверенны, что нет, 36,2% — думают, что их единицы, и 12% считает, что таких бизнесов большинство. Во многом на такие оценки повлияло разное понимание КСО. В целом же, как показало исследование, бизнес Беларуси недостаточно информирован о сути и роли КСО. При этом он проявляет готовность к расширению опыта и понимание важности работы в данном направлении».

Исследование также показало, что в качестве главного барьера в развитии КСО бизнесом Беларуси признаются отсутствие целенаправленной государственной политики на развитие КСО, слабое финансовое положение компании и отсутствие единого понимания КСО. Главными же мотивами бизнеса в развитии КСО являются ответственность за развитие собственного региона и ответственность перед персоналом. Отсюда напрашивается вывод о том, что именно эти направления могут быть приоритетными и в будущем для построения КСО политики белорусскими предприятиями.
В целом же бизнес положительно оценивает перспективы развития КСО, но достаточно насторожен в отношении частно-государственного партнерства. И наиболее эффективными формами поддержки ЧГП бизнес видит снижение налогов, льготное кредитование ЧГП проектов, обучение и информацию, а также государственное финансирование проектов ЧГП.

Жанна ГРИНЮК:

«Достаточно ровные оценки бизнеса в области сотрудничество с международными организациями 3,5%, сотрудничество с некоммерческими организациями — 4%, наиболее высокая оценка приписывается сотрудничеству с общественными организациями. Ниже всего оказались партнерство с другими компаниями и в сегменте партнерства с местными республиканскими органами власти.

Что касается представителей власти, то те две анкеты, которые мы получили, дают диаметрально противоположные оценки в отношении видов партнерства и их перспективности. На первое место представители власти поставили партнерство с другими компаниями и местными республиканскими органами государственного управления и на последнем — влияние международных организаций в плане развития КСО».

По мнению же представителей власти, корпоративная социальная ответственность на сегодняшний день? единственный способ решения социальных проблем. Ни государство, ни бизнес не могут и не должны по отдельности решать эти проблемы. Основными барьерами развития КСО представители власти признают как внутренние, так и внешние с точки зрения локуса контроля бизнесом и властью. Присутствует рациональное понимание встречного движения в направлении сближения.

Основные препятствия для развития КСО по оценкам представителей власти являются незначительная информированность руководителей компаний о возможностях КСО и преимуществах ведения социально ответственного бизнеса. Однако среди преимуществ реализации КСО представители власти называют социальные аспекты (повышение авторитета, улучшение имиджа компании), нежели экономические (недостаточность законодательной базы для реализации принципов КСО и поддержки со стороны государства).

Также, по мнению представителей власти, ведущими направлениями реализации КСО считаются непосредственно связанные с экономической эффективностью компаний и страны в целом: инвестирование в развитие науки, проведения исследовательских проектов в долгосрочной перспективе, имеющих прямое отношение к деятельности компании; обучение и повышение квалификации сотрудников.

Основной, по мнению представителей власти, формой поддержки и развития КСО со стороны государства является финансовая помощь компаниям, реализующим КСО, в виде прямого софинансирования социально значимых проектов, льготного кредитования и налогообложения, которая считается более эффективной, чем опосредованная? в виде создания фондов благотворительных организаций. В информационной поддержке предпочтение отдается национальным наградам и конкурсам, а так же обучению руководителей и работников компаний правилам и методам реализации КСО, информированию посредством СМИ о социально-ответственных отечественных компаниях.

Алёна Мазур

Leave a Comment