Система корпоративной социальной ответственности бизнеса до сих пор не получила должного развития
Оказывая поддержку отечественному бизнесу, государство рассчитывает и на ответную реакцию со стороны предпринимателей. В первую очередь, отдача должна проявляться в социальной ответственности. Однако на сегодняшний день особых результатов в ее развитии пока не достигнуто. Однако на сегодняшний день особых результатов в ее развитии пока не достигнуто. Пути решения существующих проблем искали депутаты сената вместе с представителями госорганов, бизнес-структур и профсоюзов на специальном заседании круглого стола.
Официальные спикеры в своих выступлениях делали акцент на том, что именно сегодня, в кризисных условиях, государство поддерживает бизнес, причем в первую очередь материально. И хотело бы увидеть отдачу, которая, в первую очередь, должна проявиться в сохранении рабочих мест.
– В связи с возможными сокращениями на ряде предприятий и компаний необходимо поднять на новый уровень меры по обеспечению населения стабильной работой,- заявил председатель сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ.
Вместе с тем он отметил, что правовые основы социальной ответственности бизнеса урегулированы лишь в Законе “О концессиях”. Поэтому, полагает спикер, законодательное закрепление понятия и основных принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) требуют соответствующей корректировки, а совершенствование права в этой сфере должно вестись с учетом международных стандартов.
Отсутствие четко закрепленных законодательных норм и понятий нередко приводит к различного рода “перегибам” в различных сферах. И вопросы внедрения в стране КСО также не обошлись без подобных ситуацией. Так, представители НЭП “Атамекен” напомнили, что недавно в одном из министерств разрабатывался законопроект, согласно которому “любой бизнесмен или предприятие, желающие потратиться на благотворительность, обязаны были бы делать это только деньгами и перечислять их в специальный фонд”. Между тем на местах людям часто нужны не деньги, а лекарства, продукты, одежда. Когда бизнес осуществляет благотворительную деятельность, он восполняет те пробелы, которые остаются из-за зарегулированности или обезличенного подхода государства при оказании социальной помощи. И связывать предпринимателей какими-то регуляторными нормами здесь неправильно, полагают члены палаты.
Представители бизнес-сообщества предлагают стимулировать КСО через экономические механизмы, в том числе путем увеличения доли отнесения на вычеты затрат, связанных с социальной ответственностью, с 3 до 7 процентов. Предприниматели объясняют необходимость такой меры тем, что из-за низкого процента они содержат социальные объекты в убыток себе.
О том, что социальная ответственность становится механизмом давления на предприятия, – заявил и председатель Федерации профсоюзов Сиязбек МУКАШЕВ. По его словам, “местные власти часто оказывают давление на предпринимателей и диктуют, какие именно социальные программы они должны поддержать”. Для того, чтобы не было “перегибов”, глава Федерации предлагает разработать концепцию комплексной общенациональной социальной политики, в который были бы четко определены права и обязанности всех – госорганов, бизнеса, общества.
– Одна из таких мер – это законодательное утверждение мер национального стандарта качества жизни,- считает г-н Мукашев.- В него должны войти такие основные сферы, как прожиточный минимум, оплата труда, медицинские, образовательные, жилищно-коммунальные услуги, вопросы занятости, пенсионное обеспечение и другие.
Необходимость совершенствования законодательной базы для развития системы КСО признают и в Министерстве труда. Глава этого ведомства Гульшара АБДЫКАЛИКОВА отметила, что система в стране “полностью не сложилась”. По ее данным, на сегодняшний день количество действующих коллективных договоров составило лишь 40 тысяч, или 28,5% от общего числа работающих предприятий. Число меморандумов и соглашений по социальной ответственности бизнеса на 1 января 2009 года равнялось более 4 тысяч на общую сумму Т74 млрд.
Министр отметила, что в мировом сообществе КСО уже перестала восприниматься как благотворительность, став “системой управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса”. Что же касается казахстанских условий, то зачастую бизнес, в особенности малый и средний, занимает выжидательную позицию. Кроме того, в этот процесс недостаточно вовлечены неправительственные организации, которые могли бы оказать существенную помощь как государству, так и предпринимательским структурам в реализации целого ряда социальных проектов.
Фактически значительный вклад в развитие КСО в Казахстане вносят крупные предприятия, в числе которых НАК “Казатомпром”, НК “КазМунайГаз”, “Лукойл” и другие, осуществляющие такие соцпроекты, как строительство школ, больниц, детских садов и так далее.
По итогам круглого стола был выработан ряд рекомендаций правительству страны, касающийся в первую очередь совершенствования законодательства на основе международных стандартов.
Leave a Comment