Акцент

Власть, бизнес, гражданское общество – закон джунглей или братства?

Власть, бизнес, гражданское общество – закон джунглей или братства?

Сегодня крайне сложно быть успешным, функционируя в изолированном пространстве. Общество постоянно развивается, повышается роль бизнеса и требования к его открытости. Сегодня от эффективности формирования системы партнерских отношений бизнеса, власти и гражданского общества в социальной сфере во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность.На конференции по социально-ответственному бизнесу, организованной в декабре 2011 года бизнес-школой «МИРБИС», в числе других участников E-xecutive.ru узнал о том, какие проблемы стоят на пути развитиякорпоративной социальной ответственности (КСО) в России и почему ее связывают с благотворительностью, каковы особенности взаимодействия власти – бизнеса – гражданского общества, кто и как «зажимает» бизнес и какая модель будущего развития цивилизации нас ждет?

Что же такое КСО? Многие понимают эту фразу по-разному. Ассоциация менеджеров России дает такое определение – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

«В развитых странах КСО зародилось несколько десятилетий назад в ответ на высокие запросы людей к качеству жизни. К примеру, потребителям захотелось пить не любой кофе, а экологически чистый. С одной стороны, эти требования накладывали определенные ограничения, связанные с дополнительными издержками на повышение экологичности продукции. С другой, спрос открывал возможность развития новых направлений бизнеса путем освоения востребованных продуктовых ниш. В России история использования КСО для развития бизнеса начинается только сейчас, причем, скорее по инициативе самого бизнеса, нежели по запросу потребителей»,- говорит Сергей Литовченко, председатель Совета директоров Ассоциации Менеджеров России. Однако есть свои сложности. Многие компании в России не до конца понимают, какие программы стоят в приоритете КСО, у российского бизнеса нет четких обязательств, законы размыты, государство требует подчинительных позиций, общество растит ожидания и не доверяет одновременно, а руководители безынициативно ждут приказов свыше, рассказывают участники конференции.

«Подчиняйся и плати»

В России процесс развития КСО происходит в условиях господствующих позиций государства, слабого развития институтов гражданского общества и олигархического развития, где роль отдельных сторон и меры их участия в социальном развитии только формируются. «Подчиняйся и плати» – вот принцип государства по отношению к КСО организаций. Оно требует подчинения, так как считает себя основным социальным институтом, а бизнес – источником внебюджетного финансирования для дополнительного, сверх налогов, «доения» и привлечения его активов для латания дыр в госбюджетах. «Не важно, что вы делаете. Но если вы делаете не то, что вам говорят, вы недостаточно социально ответственны», – таково мнение государства.

Сам бизнес воспринимает КСО как деятельность социальную, экологическую и благотворительную. А вот экономические компоненты выражены гораздо слабее, что проявляется и в неудовлетворительных темпах модернизации экономики, и в отношении общества к бизнесу. «Российский бизнес перегружен общественными ожиданиями и давлением государства с одной стороны и социально-психологическим стереотипом «недостаточности» – с другой», – говорит Александр Бим, независимый эксперт в области КСО и устойчивого развития, к.э.н. В связи с такой «зажатостью» социальная отчетность продолжает выполнять «оборонительную» и PR функции, остается недостаточно информативной и сопоставимой.
«В сферу проблематики КСО в России подпадает и соблюдение законов, – рассказал E-xecutive.ru Сергей Литовченко. – С точки зрения западного эксперта это выглядит дикостью. У нас ситуация такова потому, что законы-то есть, но они необязательны для всеобщего исполнения. Многим непонятно, как их применять, каковы трактовки при разночтении. А кто-то приглашает юриста с целью узнать, как эти законы можно обойти с минимальным ущербом для себя и с большей бизнес-выгодой. Поэтому в российском понимании социально ответственная компания – это та, которая одновременно и выполняет законы на территории своего обитания и вносит вклад в социально-общественное развитие сверх того, что ей предписано законом».

Целый ряд важных аспектов функционирования бизнеса в России все еще не находится в нормальном состоянии: собственники отдают приоритет контролю над активами, нежели развитию (отсюда постоянное недофинансирование); корпоративное управление носит часто формальный характер (на самом деле господствует авторитарный стиль); доход распределяется в пользу акционеров и высшего менеджмента; активы неэффективно используются; рабочие места не создаются….. Пока эти процессы бизнес не нормализует (а это во многом зависит и от государства), общество не сможет оценивать функционирование бизнеса как социально-ответственное. «По последнему опросу «Левада-центра»подавляющее большинство опрошенных считают, что главными свойствами российского капиталиста является жажда наживы и склонность к жульничеству и махинациям. При таком социальном фоне КСО никогда не будет оценено высоко», – заключает Александр Бим.

С протянутой рукой

«Примечательно, что в большинстве российских компаний КСО ассоциируется в основном с благотворительностью, что крайне неверно, – говорит Литовченко. – В стране, где существует большой разброс по доходам, возникновение бизнеса (генератора прибыли), не могло не вызвать определенных процессов. Один связан с бандитизмом (желанием отобрать чужую прибыль) и коррупцией (отмыванием денег), другой – с очередью людей и организаций с протянутой рукой о помощи». Не секрет, что в 1990-е годы на фоне прекращения государственного финансирования и нулевой гражданской поддержки общественных инициатив бизнес оказался единственной кассой. Однако с развитием гражданской активности и ростом благосостояния населения должна формироваться более правильная гражданская инициатива, которая способна заместить корпоративную благотворительность. И для КСО будет больше оснований становиться некой стратегией, философией и принципами организации бизнеса, нежели кассой.

Шаг в будущее

«В мире существует два вектора развития цивилизации и КСО, – рассказала в своем выступлении Бэла Батаева, профессор кафедры ГМиКУ Финансового Университета при Правительстве РФ, д.э.н. И в связи с кризисными ситуациями растет понимание необходимости устойчивого развития. Оно предполагает изменение ценностей современного общества».

Неолиберальная глобализация (сегодняшняя модель) Устойчивое развитие (модель будущего)
Общая характеристика Политика дерегулирования, рыночная экспансия Регулятивный принцип, качественные изменения
Цивилизационная парадигма Господствующая, техноцентричная (культ экономического роста) Новая, социо- и культурно-центричная (ограничение роста, принцип «достаточности»)

Основные ценности Рыночные, денежные, материальные;увеличение богатства Социальные, экологические, постматериальные; качество жизни

Этические и поведенческие принципы Конкуренция, эффективность, личный успех,выгода в настоящем Солидарность, справедливость, ответственность за общество как целое, за будущее

«Я принимаю участие в одном исследовании, которое стремится посмотреть на переход от традиционных к новым и устойчивым моделям бизнеса, – рассказывает E-xecutive.ru профессор Андерс Асплинг, генеральный секретарь GRLI, консультирующий профессор в Школе Экономики и Менеджмента Университета Тонджи (Шанхай, Китай). – Например, один из проектов Ассоциации GRLI в Перу касается деятельности банка, который в какой-то момент полностью захватил рынок микроэкономики в предоставлении услуг людям, которые живут в труднодоступных регионах. И хотя это во многом неправильно, так как идет монополизация, но в то же время их действия направлены в сторону модели устойчивого развития, так как они предоставляют обучение и финансовое обеспечение людям, которые иначе этого бы никак не получили». Каковы же ценностные парадигмы моделей развития?

Господствующая парадигма Новая парадигма

Утилитарное отношение к природе Самоценность природы

Приемлемость риска ради максимизации богатства Стремление избежать риска

Отрицание пределов роста Пределы роста

«Да» существующему обществу (иерархия и эффективность, упор на рынок, конкуренцию, погоня за новыми благами) Новое общество (открытость и участие, упор на общественные блага, сотрудничество, более простой стиль жизни)

Старая политика (все решают эксперты, рыночный контроль и пр.) Новая политика (консультации и участие, предвидение и планирование и пр.)

Учиться делать бизнес, а не этике

«Некоторые студенты и сегодня приходят в бизнес-школы отнюдь не для того, чтобы им говорили, что они должны знать, чтобы быть хорошими, – говорит профессор Лез Раймонд-Бакусс, директор центра КСО, директор программ магистратуры «Корпоративная социальная ответственность» London Metropolitan University. – Четыре года назад, когда я приехал в один из университетов в Европе преподавать КСО и этику бизнеса слушателям MBA, через 15 минут презентации один из студентов спросил: «А как эта тема относится к бизнесу? Я сюда пришел учиться делать бизнес, а не слушать про этику». Я считаю, что КСО не должно быть отдельным предметом по выбору, а должно быть встроено и проходить через весь курс обучения уровня MBA и магистратуры. Ведь не зная основных принципов этики и социальной ответственности, нельзя работать в международном бизнес-пространстве».

«Одна из проблем нашего социально-экономического развития заключается в том, что бизнес-школы не учат руководителей комплексно смотреть на мир», – считает Литовченко. Институты дополнительного образования должны работать над стиранием грани между традиционным и современным подходами к ведению бизнеса в России и переходить к интегральному методу с целью формирования более ответственных руководителей. Людей нужно учить не просто правильным концепциям и теориям, но и принципам ведения дел и организации жизни. Еще одна проблема состоит в том, что бизнес не может сам сформировать запрос школам о том, что ему нужно, потому что он разобщенный и формирует свои запросы исходя из прошлого опыта. Для прорыва и создания чего-то экстраординарного подходит только взгляд в будущее. Это и должны «взвалить» на свои плечи бизнес-школы.

«Основной вопрос здесь – в каком мире мы хотим жить? Ответы большинства людей во всех странах связаны с потребностями в хорошей экологии, чистой воде, уверенности в будущем, хорошем образовании и возможностях развития, отсутствием бедности и высоком качестве жизни. А какие управленцы нужны для достижения этого? И как бизнес-школам готовить таких лидеров будущего уже сейчас? Как подготовить российские компании к деятельности по международным стандартам ответственности? – обозначает проблематику Светлана Герасимова, директор Центра КСО «МИРБИС». – Вопросы обучения КСО это не только вопросы мировоззрения, этики; инструменты КСО позволяют снижать риски, повышать производительность труда, привлекать инвестиции, внедрять инновации, искать новые стратегии развития и выхода на другие рынки».

Источник: My Webpage

Leave a Comment