Акцент

Социальная ответственность как высшая стадия капитализма

Социальная ответственность как высшая стадия капитализма

   Ориентированная на общество политика компании может стать эффективной экономической стратегией

   Для большинства жителей западных государств социальная ответственность бизнеса включает в себя заботу о сотрудниках компании, их благосостоянии и профессиональном развитии, участие в социальных государственных программах, работу по улучшению экологической ситуации и многое другое. При этом, участвуя в решении социальных задач разного уровня, компания не только «делает мир лучше», но и приобретает положительную репутацию у государственных органов, потребителей продукции, бизнес-партнеров, да и собственных сотрудников.

   Жадины против иждивенцев

   В России, впрочем, все еще встречается весьма искаженная трактовка понятия «социальная ответственность бизнеса». Так, некоторые предприниматели сводят ее лишь к уплате налогов и исполнению законодательства. Например, олигарх, а с недавнего времени еще и политик Михаил Прохоров в своем блоге в заметке «Благотворительность и «социальная ответственность» бизнеса» написал следующее: «Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе. Это вообще главная и обязательная задача бизнеса (в том числе и социальная), и уже за это можно ему сказать спасибо». В определенной мере с этим высказыванием Прохорова можно согласиться — уплата налогов действительно является обязательной задачей бизнеса, только вот говорить за это ему «спасибо» уж точно не стоит — мы же не говорим «спасибо» автомобилисту за то, что он не задавил пешеходов. Но вот социальной задачей уплату налогов назвать можно с большим трудом.

   Впрочем, отношение ряда российских предпринимателей к социальным задачам этой фразой как раз прекрасно иллюстрируется. В последнем аналитическом докладе «Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов)», подготовленном Центром социального прогнозирования Института социологии РАН, подчеркивается, что «население России в целом намного сильнее ориентировано на ожидание масштабных социальных действий и благотворительности от бизнес-сообщества, чем сами предприниматели». Несмотря на то что большую часть своих активов крупному бизнесу удалось получить в «лихие 90-е», а никак не заработать самим, многие российские предприниматели жалуются на патерналистские настроения и «иждивенческие желания населения». «К сожалению, [население хочет] безвозмездной передачи большей части заработанного», — сетуют бизнесмены и с ужасом добавляют: «Разделить все, чем крупный бизнес владеет, поровну на всех». Читая такие реплики российских предпринимателей, порою кажется, что данная беседа происходила не с серьезными деловыми людьми, а c маленькими жадными детьми.

   В одном направлении

   Мы тоже решили провести небольшой опрос, чтобы охарактеризовать отношение двух социальных групп — руководителей компаний и рядовых служащих — к проблеме социальной ответственности бизнеса. Для этого по просьбе журнала «Однако» портал SuperJob.ru провел опрос среди 350 начальников и 1600 неруководящих сотрудников. Выяснилось, что 19% руководителей уверены в том, что участие в социальных программах — это обязательство бизнеса. Среди обычных граждан такой точки зрения придерживается 23%. Люди уверены, что «бизнес должен быть ответственным», в особенности если речь идет о компании, торгующей ресурсами: «Любой бизнес должен быть социально ответственным. А сверхприбыльный или основанный на добыче природных ресурсов — вдвойне».

   Мнение о том, что именно крупный бизнес должен вкладываться в социальную сферу, оказалось достаточно распространенным среди россиян. Эту точку зрения разделяют 18% начальников и 24% обычных людей. Показательно, само понятие «крупный бизнес» и у опрошенных руководителей, и у подчиненных чаще всего ассоциируется с компаниями, торгующими природными ресурсами. Люди уверены, что именно такие организации должны нести ответственность за общественное благосостояние. «Крупный бизнес, как правило, так или иначе связан с хищениями государственной собственности, бюджетных средств, либо с государственным лоббированием (коррупция). То есть получает монопольные или околомонопольные привилегии, присваивает бюджетные деньги, «пилит» и т. д., и т. п. За то и должен расплачиваться», — отмечают участники исследования.

   Больше всего респондентов (43% среди руководителей и 37% среди обычных сотрудников) уверены, что компании должны участвовать в социальных проектах исключительно по собственному желанию. При этом один из руководителей отметил, что помощь не следует оказывать безвозмездно и «взамен государство должно предоставлять таким компаниям какие-то льготы». С подобной политикой «взаимных уступок» согласны и многие подчиненные. В то же время рядовые граждане отмечают, что компании по собственной инициативе могли бы поддерживать семьи своих сотрудников. В комментариях к опросу несколько человек написали, что они не могут устроить своего ребенка в детский сад и организация небольшой группы для маленьких детей рядом с работой решила бы многие бытовые сложности. Как показало исследование, большинство людей не требуют от компаний каких-то глобальных инфраструктурных проектов. Куда большее значение для них имеют небольшие программы, направленные на решение конкретных социальных проблем.

   Реже всего участники опроса отвечали, что задачей бизнеса является получение прибыли, а решение задач в социальной сфере является делом исключительно государственным. Так думают 17% руководителей и всего 9% обычных людей. Большинство респондентов, выбравших этот вариант ответа, полагают, что главными задачами бизнеса являются создание рабочих мест и своевременная уплата налогов. Проблемы же в социальной сфере возникают из-за неправильного распределения этих денег, а также повсеместной коррупции.

   Полученные результаты не только указывают на то, что люди ожидают увидеть от крупных компаний социальные инициативы. В первую очередь мы выяснили, что общество и бизнес постепенно приходят к взаимопониманию по вопросам корпоративной социальной ответственности. И в то же время, несмотря на то что многие компании пока еще не готовы участвовать в реализации государственных программ, бизнес постепенно осознает важность социальной ответственности.

   Голосование кошельком

   Казалось бы, участие компаний в той или иной социальной инициативе вряд ли может оказать существенное влияние на успех бизнеса. На первый взгляд информированность о такого рода акциях невелика, да и покупатели в первую очередь оценивают цену и качество конкретного продукта, а не абстрактную «ответственность» бренда. Однако, как отмечает исследователь и консультант по вопросам социальной ответственности бизнеса Сергей Туркин, социально ответственное поведение компаний порой является критическим фактором при выборе того или иного поставщика товаров. Так, половина британцев и две трети американцев готовы сменить свои предпочтения в пользу более социально ответственного бренда. В то же время, по данным маркетинговой компании Cone/ Roper, 78% потребителей, скорее всего, купили бы товар, который ассоциируется с абстрактным «добрым делом». В России таких исследований не проводилось, но, по данным доклада Ассоциации менеджеров «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», 64% россиян не хотели бы покупать продукцию социально безответственных компаний. Это, конечно, не совсем одно и то же, но фактор «хорошей социальной репутации» играет все большую роль для потребителя, и это не стоит недооценивать.

   Неудивительно, что существует прямая связь между социальной ценностью компании (позитивной общественной деятельностью компании), ее репутацией и лояльностью потребителей. По данным исследования Walker Information (в случае ретейловых компаний), увеличение социальной ценности компании приводит к улучшению репутации на 0,55 пункта, при этом увеличение экономической ценности на один пункт повышает репутацию лишь на 0,32 пункта. Так что улучшение «социальной репутации» фактически оказывает в два раза большее воздействие на общую репутацию компании, нежели рост экономических показателей!

   «Социальная ответственность — PR = HR»

   Социальная ответственность является важным инструментом продвижения не только «потребительского» бренда, но и HR-бренда. Другими словами, компания, принимающая активное участие в социальных программах, во-первых, становится более востребованной на рынке труда и, во-вторых, мотивирует своих сотрудников к более продуктивной деятельности. Сегодня среди специалистов по работе с персоналом стало популярно выражение «Социальная ответственность — PR = HR». То есть социальная ответственность — это система мотивации сотрудников и реклама компании в качестве работодателя (то есть за вычетом рекламы компании и ее продукции в отношении внешнего мира). И это не пустые слова, по данным Fleishman Hillard Europe, 87% сотрудников европейских компаний чувствуют большую вовлеченность при работе на социально ответственную компанию.

   Хрестоматийным примером социально ответственной компании может служить ИТ-гигант Google. Эта организация известна не только своей «гуманистической» корпоративной культурой (15% рабочего времени сотрудники могут посвящать решению личных вопросов, всех работников обеспечивают бесплатным трехразовым питанием, рядом с офисом есть детский сад, на работу можно приходить с домашними животными, дресскод отсутствует, приветствуется гибкий график), но и активным участием в благотворительной деятельности. Фонд Google Foundation с капиталом порядка 1 млрд долларов принимает участие в решении экологических проблем, борется с бедностью и дискриминацией. И, надо сказать, Google удалось сформировать образ «идеального работодателя». Уже который год компания завоевывает приз «Лучший работодатель года» в десятках стран. При этом конкурс на вакансии Google всегда высокий — компания очень привлекательна на рынке труда, и соискателям непросто туда попасть. HR-менеджеры давно раскусили секрет Google: за счет комфортной организации рабочих мест и «полного обеспечения» едой и всем необходимым сотрудники не воспринимают работу как «трудовую повинность» и проводят на службе куда больше отведенных восьми часов. Сегодня и многие другие знаменитые компании, в том числе и из ИТ-сферы, используют инструменты мотивации «по Google».

   В нашей стране некоторые компании тоже стараются брать иностранные практики на вооружение, но вот их реализация порой пробуксовывает. Автор этой статьи не так давно прочла в одной из социальных сетей запись сотрудника крупной российской компании (позиционирующей себя на рынке труда как «идеального работодателя»), жалующегося на то, что анонсированные на собеседовании «бесплатные обеды и ужины» оказываются вовсе не бесплатными и организация вычитает некоторую сумму за корпоративное питание. При этом сотрудник не сетовал на низкий размер зарплаты или несправедливый вычет — он просто недоумевал, зачем компании писать в «условиях работы» то, чего в действительности-то и нет. Скорее всего, такой «обман» персонала не приведет к резкому падению производительности труда или оттоку кадров, однако высокого доверия со стороны сотрудников к руководству уже явно не будет.

   До последнего времени российский бизнес воспринимал социальную ответственность как неприятную повинность и пустую трату денег. Но если посмотреть на ситуацию хотя бы в небольшой перспективе, получается, что социальные и благотворительные проекты зачастую оказываются лучшей рекламой, привлекающей новых клиентов и высоко лояльных сотрудников. Проблема заключается в том, что отечественные предприниматели пока не хотят оценивать перспективы. Стремясь заработать сегодня как можно больше, российские компании теряют и репутацию, и завтрашнюю прибыль.

Автор: София Докука

Leave a Comment