Главная

Корпоративная ответственность: время пришло?

Корпоративная ответственность: время пришло?

Корпоративная ответственность: время пришло?

Во всем мире качество роста корпорации становится предметом тщательного анализа со стороны компаний, инвесторов, правительственных структур, потребителей, защитников окружающей среды, служащих корпораций и неправительственных организаций, прочих заинтересованных групп. Финансовая ценность программ в области корпоративной социальной ответственности широко изучается на Западе. Однако реакция российских фирм на глобальную тенденцию к созданию качественной корпорации была неоднозначной. Многие отечественные компании, в особенности те, акции которых не имеют хождения на зарубежных фондовых рынках, затратили минимум усилий для оценки своей устойчивости, а также уровня корпоративной социальной ответственности. Российскому читателю будет полезно ознакомиться с мнением не один год проработавших в нашей стране западных специалистов по вопросам корпоративного управления и корпоративной ответственности.

Алекс Сеттлз: В последние годы при обсуждении вопросов, связанных с качеством корпоративного роста, топ-менеджеры начали обращать внимание на устойчивое развитие бизнеса (sustainable business development) и корпоративную социальную ответственность (corporate social responsibility). Что представляет собой принцип устойчивости развития применительно к бизнесу? Каким образом он связан с корпоративной социальной ответственностью?
Шелдон Беннетт: Существует множество определений понятия устойчивое развитие бизнеса. Его часто применяют, говоря о социальном климате и экологических последствиях влияния бизнеса на окружающую среду. Обсуждая проблемы устойчивого развития бизнеса с представителями различных компаний, я обычно фокусирую внимание на двух ключевых значениях этого словосочетания. Для топ-менеджмента это ответственность за развитие конкурентоспособного и прибыльного бизнеса. Для совета директоров — ответственность за формирование корпоративной стратегии, обеспечение соответствия между краткосрочными и долгосрочными целями, достижение доходности, сопоставимой с задачами развития бизнеса, и увеличение стоимости акционерного капитала. Необходимо, чтобы топ-менеджеры обеспечивали развитие прибыльного бизнеса, способного управлять рисками и реализовывать возможности роста. В свою очередь, совет директоров отвечает за общий стратегический курс развития компании, определяя положение, которое она должна занять в будущем, и средства для его достижения. Согласно традиционному представлению о том, как должна развиваться компания, в большинстве случаев бизнес будет устойчивым, если совет директоров подсознательно относит к сфере своей компетенции проблемы экологического, этического и социального характера наряду с вопросами о будущем финансовом положении компании и ее функционировании на рынке.
Для того чтобы понять, каким образом устойчивое развитие бизнеса связано с вопросами корпоративной социальной ответственности (КСО), необходимо иметь в виду, что по мере своего роста и успешного развития любая компания претерпевает определенные изменения. Одно из этих изменений связано с ожиданиями, которые возлагают на нее заинтересованные стороны (стейкхолдеры). В целях соблюдения интересов различных групп стейкхолдеров компании, как правило, вводят различные процедуры и политические механизмы. Например, свод правил корпоративной этики содержит правила и ожидания для руководства и служащих. Политика выплаты дивидендов предоставляет акционерам информацию о будущих выплатах. Политика компании в области корпоративной социальной ответственности отражает ее будущее поведение в соответствии с ожиданиями стейкхолдеров. По существу, фирма разрабатывает и внедряет правила, осуществляет ожидаемые действия в целях информирования и объяснения собственных инициатив в сфере корпоративной социальной ответственности для всех стейкхолдеров.
Возвращаясь к определению устойчивого развития бизнеса, можно сказать, что высшее руководство и прежде всего советы директоров призваны обеспечивать применение политик в области КСО в ежедневной работе компании. Подобные меры являются гарантией того, что бизнес развивается не только увеличивая свою прибыль, но и с соблюдением обозначенных в данных правилах интересов стейкхолдеров. Совет директоров, определяющий корпоративную стратегию и обеспечивающий рост стоимости акционерного капитала, в свою очередь, следит за тем, чтобы данные правила соответствовали интересам стейкхолдеров. Он также следит за тем, чтобы средства контроля были эффективными, т. е. позволяли минимизировать или смягчить последствия событий, способных препятствовать повышению доходности в долгосрочной перспективе и повредить социально ответственному развитию компании.
Ирина Ивашковская: Каким образом обе эти концепции связаны с понятием корпоративного роста? Почему их необходимо обсуждать в связи с оценкой качественных и количественных показателей роста?
Ш. Б.: Фирмы, использующие практику устойчивого развития бизнеса и действующие социально ответственным образом, способны лучше управлять бизнес-рисками, связанными с экологическими, социальными, трудовыми и этическими проблемами.
Показатели корпоративного роста напрямую зависят от управления рисками как финансового, так и нефинансового характера, а практика устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности как раз предлагает структуру управления нефинансовыми рисками.
Сосредоточенность на вопросах глобальной ответственности является существенным фактором роста транснациональных корпораций. Институциональные инвесторы положительно отреагировали на действия корпораций, способных более качественно управлять своими нефинансовыми рисками, и готовы выплачивать «премию за управление рисками в области устойчивого развития, рисками экологического характера». Устойчивое развитие бизнеса позволяет переключить фокус с краткосрочных финансовых результатов деятельности на долгосрочный корпоративноый рост.
А. С.: Как соотносятся программы корпоративной социальной ответственности, добровольно внедряемые компаниями, с теми, которые возникают в качестве ответной реакции на меры государственного регулирования?
Ш. Б.: Добровольно внедряемые программы, как правило, соответствуют нуждам компании. Практика устойчивого развития бизнеса, которую применяют такие компании, как, например, BP, ABN, AMRO, Statoil и другие глобальные игроки, является результатом понимания ценности этих инструментов. Опыт данных корпораций показывает, что внедрение программ социальной ответственности усиливает потенциал лидерства, что позволяет не только сохранить, но и приумножить стоимость компании в долгосрочной перспективе. Все большее число фирм сталкивается с необходимостью выполнять требования законодательства в сфере раскрытия нефинансовой информации. В странах Западной Европы и Северной Америки обязательные требования по раскрытию экологической информации либо уже введены, либо находятся в процессе разработки и внедрения. После неудачной попытки правительства Великобритании отменить «Операционную и финансовую отчетность» регулирующие органы продолжают требовать от высшего руководства британских компаний раскрытия информации об экологических рисках. Один из наиболее жестких сводов законов был принят в Канаде около четырех лет назад, когда правительство ввело в действие «Закон о банках», предписывающий всем канадским банкам, выпустившим акции на сумму свыше 1 млрд долл., публиковать бюллетень ответственности перед обществом для клиентов и других стейкхолдеров. Данный бюллетень отражает вклад каждого банка в развитие канадской экономики и общественного благосостояния. Закон Сарбейнса-Оксли и Восьмая директива Европейского союза также представляют собой примеры ужесточения регулирования деятельности открытых акционерных обществ. Эти законы воздействуют на поведение компаний в масштабе глобального рынка. Программы и механизмы корпоративной социальной ответственности, внедренные в ответ на давление со стороны органов государственной власти, обычно связаны с устойчивым развитием в долгосрочной перспективе.
Корпоративная социальная ответственность предполагает оптимизацию управления рисками в целях обеспечения устойчивости бизнеса и сохранения стоимости компании в долгосрочной перспективе — ее не следует сводить к вопросам благотворительности, взаимоотношений с общественностью, своевременной уплаты налогов и необходимости соответствия требованиям законодательства.
И. И.: Полагаете ли Вы, что устойчивое развитие бизнеса и корпоративная социальная ответственность влияют на результаты деятельности компании? Существует ли взаимосвязь между достижением устойчивого развития бизнеса и внедрением программ корпоративной ответственности, с одной стороны, и показателями корпоративного роста, доходностью, репутацией — с другой? Пожалуйста, поясните Вашу точку зрения.
А. С.: Устойчивое развитие бизнеса и соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности составляют условие долгосрочного благополучия компании, достижения ею нужных темпов роста, рентабельности, без чего невозможно говорить о стабильности ее финансового положения. Связь этих явлений с колебаниями курсов акций анализируется в экономической литературе, и в последние двадцать лет на американских и европейских рынках были получены отдельные данные, свидетельствующие о том, что корпоративная социальная ответственность действительно оказывает влияние на динамику курсов. Есть исследования, в которых установлена прямая зависимость между ростом курса акций и результатами выполнения программ корпоративной социальной ответственности на американском и британском фондовых рынках. К примеру, начиная с середины 2003 г. общенациональный индекс FTSE для корпораций с хорошим качеством таких программ (FTSE 4 Good Global Index) показывает более высокие результаты, чем индекс FTSE, рассчитываемый для обычной выборки компаний. Аналогичные наблюдения существуют и в отношении индекса Dow Jones для фирм, реализующих программы устойчивого развития бизнеса (Dow Jones Sustainability Index): этот индекс на протяжении 10 лет демонстрирует более высокие результаты, нежели Dow Jones для компаний аналогичных отраслей, не преследующих цели устойчивого развития бизнеса. На основании полученных данных можно сделать важный вывод, который должен заинтересовать, в том числе, российские компании: хорошая репутация и ответственное поведение в отношении бизнеса и общества имеют большое значение для инвесторов. В то же время надо отметить, что исследования, проводившиеся на материалах отдельных компаний, а не по рынку акций в целом, несколько противоречивы. Они не содержат статистически значимого подтверждения наличия прямой зависимости между теми или иными шаги в области реализации программы корпоративной социальной ответственности и ростом курса акций данной компании. В долгосрочном же периоде более грамотное управление нефинансовыми рисками ведет к улучшению общих результатов. Анализ компаний, включенных в индекс Dow Jones для организаций, реализующих программы устойчивого развития бизнеса (Dow Jones Sustainability Index), показывает, что все они имели более высокие показатели доходности капитала, чем компании, входящие в обычные индексы Dow Jones.
И. И.: Какими примерами из практики Вы могли бы проиллюстрировать отмеченную связь между программами устойчивого развития и результатами деятельности? И есть ли подобные примеры в нашей стране?
А. С.: Российским компаниям хорошо известен опыт корпорации BP, активно применяющей в своей практике программы устойчивого развития бизнеса. Руководство BP пришло к выводу, что ответственные действия, управление экологическими рисками с учетом глобальных климатических изменений, оказывающих влияние на уровень жизни и экономическое благосостояние развивающихся стран, являются важными элементами создания устойчивого бизнеса. Трансформация BP и ее переход от нефтегазового бизнеса к энергетическому представляется серьезным шагом, результатом которого стало усиление тенденции к устойчивости в долгосрочной перспективе. Если говорить о российских компаниях, то РАО «ЕЭС России» недавно опубликовало отчет, в котором дается характеристика корпорации как производителя электроэнергии и движущей силы экономического роста в Российской Федерации. Данная корпорация в полной мере осознает свою роль поставщика необходимой услуги, крупного работодателя и налогоплательщика, а также свою ответственность в сфере защиты окружающей среды и развития российской экономики. Программы РАО «ЕЭС» в области устойчивости бизнеса учитывают необходимость сохранения и экономичного использования энергетических ресурсов РФ, улучшения процесса принятия решений в компании, а также привлечения заинтересованных сторон (стейкхолдеров) к внутреннему управлению. Создание устойчивого бизнеса для РАО «ЕЭС» означает его реструктуризацию, а также соблюдение требований к защите окружающей среды, трудового законодательства, социальной и экономической ответственности. Таким образом, отчет об устойчивости бизнеса, изданный компанией в 2005 г., является очередным шагом в сторону соблюдения соответствующих требований глобального бизнес-сообщества.
Важнейшим компонентом устойчивого развития бизнеса является формирование репутации компании и укрепление потенциала человеческих ресурсов как внутри, так и в зоне ее бизнеса. Жизнеспособность корпорации в долгосрочной перспективе зависит от одобрения ее деятельности социумом. Защита окружающей среды, содействие экономическому, социальному и культурному развитию общества, построение человеческого и социального капитала позволяют восстановить доверие к фирме, а также укрепить ее мотивационную основу. Капитализация брендов таких компаний, как «Кока-Кола», «Майкрософт», IBM, GE, Nokia, Disney, McDonald\’s и пр., в значительной степени определяется их репутацией и инвестициями в человеческий капитал. Рыночная капитализация компании «Кока-Кола» в 2005 г. составила 98 млрд долл., в то время как капитализация ее бренда была в том же году определена экспертами журнала Business Week в размере 67 млрд долл. Фирмы с высокой стоимостью человеческих ресурсов, например «Майкрософт» или IBM, признают необходимость поддержания этих инвестиций на должном уровне и активно поощряют усилия своих лучших работников

По материалам http://www.cfin.ru/

Leave a Comment