Новости

По диким степям Забайкалья

На корпоративной ассамблее холдинга «РЖД» «Социальное партнёрство – основа обеспечения устойчивой работы компании» состоялись встречи за шестью круглыми столами. На первом из них, посвящённом развитию практики корпоративной социальной ответственности, выступила Инна Мерзлякова. Социолог Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики рассказала о внедрении на Забайкальской железной дороге проекта «Социальная паспортизация». Это серьёзное исследование представляет большой интерес для всех, кто занимается социальными вопросами и кому небезразлична судьба компании.

Простые истины

Проект предваряют схемы и диаграммы, как бы вводя нас в тему предстоящего исследования, напоминая прописные, но подчас забытые истины. «Качество жизни отражает степень реализации потребностей человека». Высокое качество жизни – это здоровье, гармония, достаток, радость, комфорт. Низкое – болезнь, депрессия, грусть, бедность, дискомфорт. «Кадры решают всё!» Именно он – кадровый потенциал компании – является тем локомотивом, который тянет по пути модернизации вагоны: производительность, конкурентоспособность, техническое обновление, инновационное развитие. Развитая социальная инфраструктура формирует предпосылки для эффективного труда. Неразвитая создаёт риски: уход персонала, пьянство, ослабление внимания к безопасности движения поездов и, как следствие, травмы, сходы, аварии…

Автор напоминает, что одна из задач Стратегии развития кадрового потенциала до 2015 года – жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде. Цель социальной паспортизации – сбор и анализ информации о состоянии отраслей социальной инфраструктуры населённых пунктов, находящихся в пределах железной дороги, разработка рекомендаций по оптимизации их функционирования для улучшения качества жизни работников и членов их семей. Задачи, решаемые в рамках проекта: анализ данных по основным социально-демографическим показателям; выявление уровня обеспеченности благами и услугами; определение недостатков в социальной инфраструктуре и разработка рекомендаций по её развитию.

Города и веси
Забайкальская железная дорога пролегает по территории Забайкальского края и Амурской области. В крае проживает немногим более одного миллиона человек, в области – около 800 тысяч. Соотношение городского и сельского населения там примерно одинаково: 66 (67) на 34 (33)%. Несмотря на естественный прирост населения в крае, за период с 2000 года его численность сократилась почти на 13 тысяч. Аналогичная картина и в области. Только за прошлый год миграция из края составила без малого 5 тысяч человек, из области – более 6 тысяч. А начиная с 2000 года Забайкальский край покинула почти 51 тысяча жителей. В нём 10 городов, наиболее крупные из них – Чита, Краснокаменск, Борзя. В Амурской области 9 городов, население четырёх из них превышает 30 тысяч человек: Благовещенск, Белогорск, Свободный, Тында. Чем больше город, тем шире спектр соцуслуг. Но специфика нашей отрасли такова, что многие её работники для выполнения своих задач вынуждены проживать в небольших населённых пунктах при станциях. Вот тут-то, вдали от областных и районных центров, зреет множество острых проблем. Крайне ограничены возможности для воспитания и обучения детей, для получения медпомощи, организации быта и отдыха. Только за период с 2008 года на магистрали упразднены все библиотеки, закрыты клубы на станциях Талдан, Шимановская, Забитая, Благовещенск, детские оздоровительные лагеря на станциях Чернышевск и Моюча. Проданы стадионы в Моюче, Борзе и Чите. Правда, на станциях Белогорск и Карымская строятся культурно-спортивные центры, а в Чернышевске заложен новый жилой дом.

Социальный паспорт

На первом этапе исследования был разработан бланк социального паспорта населённого пункта при железнодорожной станции. Он содержит девять разделов:

• основные социально-демографические показатели (численность жителей, работников, пенсионеров, детей);

• занятость населения (трудоспособные, безработные);

• состояние системы образования (учреждения дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, детдома, интернаты);
• система здравоохранения (поликлиники, ФАПы, амбулатории, женские консультации, стационары, роддома, станции скорой помощи, профилактории, санатории, аптеки и др.);

• система социальной защиты (отдел соцзащиты, дома-интернаты для пожилых, инвалидов – взрослых и детей, центры соцобслуживания, помощи семье и детям, реабилитации и т.п.);

• состояние культурно-досуговой сферы (библиотеки, клубы, дворцы и ДК, творческие объединения, кружки, курсы, музеи, кинотеатры, базы отдыха), а также учреждения физкультуры и спорта (залы и площадки, бассейны, катки, лыжные базы и др.);

• обеспеченность жильём и коммунальными услугами (типы домов, наличие водопровода, горячего водоснабжения, централизованного отопления и газоснабжения, канализации);

• система быта, сервиса и розничной торговли (столовые, кафе, парикмахерские, прачечные, химчистки, ателье, почты, магазины). В этом же разделе имеются графы для ответов на вопросы: о качестве и источниках питьевой воды, о доступности основных продуктов и промышленных товаров, о возможности покупки одежды, обуви, товаров длительного пользования;

• состояние системы транспорта и связи (наличие железнодорожного и автомобильного сообщения, других видов транспорта; обеспеченность стационарными и мобильными телефонами, выходом в Интернет).

Благополучие или деградация?

Когда соцпаспорта разослали по дороге, заполнили и вернули исследователям, нарисовалась следующая картина. Используя оценочную шкалу, магистраль поделили на четыре зоны развития социнфраструктуры: благополучия (20%), потенциального социального риска (33%), реального социального риска (25%) и социальной деградации (22%). Самой маленькой оказалась зона благополучия (32 населённых пункта), где налицо развитие и функционирование всех исследуемых отраслей соц-инфраструктуры. На первом месте по величине – 10 зона потенциального риска (52 пункта). Там полноценно действуют от 3 до 6 отраслей, что ограничивает доступность ряда благ и услуг. Затем идёт зона реального риска (39 пунктов), где качество жизни населения существенно снижено. И наконец, зона деградации (35 пунктов), которая кричит SOS! Люди, вынужденные здесь жить и работать, не могут удовлетворить даже элементарных потребностей, лишены нормального питания, быта, личной защищённости, не говоря уже о медпомощи, услугах образования, культуры, спорта…

Тройной эффект

Получена полная информация о социальной ситуации на дороге – это первое. Появилась возможность целенаправленного адресного решения проблем – это второе. И, третье, созданы предпосылки для рационального расходования ресурсов компании на жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной сфере.

В 2012 году разработан план мероприятий по развитию социнфраструктуры и снижению доли населённых пунктов в зонах социальной деградации и реального риска. Будет курсировать по линии поезд «Забота», а также планируется создать специализированный – медицинский, организовать мобильную торговлю. Решено привлечь для снятия остроты социальных проблем узловые советы молодёжи. Учесть данные исследования при планировании строительства жилья. Подготовить предложения в правительство Забайкальского края и Амурской области о реализации федеральных, краевых и областных соцпрограмм, в первую очередь в двух самых проблемных зонах магистрали. Всё бы хорошо, да регион, где проходит Забайкальская, дотационный. Муниципалитеты нищие, и региональные власти сами ждут помощи от дороги. Что ж, это осложняет задачу, но не отменяет её. Есть информация, есть алгоритм действий и добрая воля компании, а это уже немало.

Leave a Comment