Акцент

Заверение нефинансовой отчетности

Заверение нефинансовой отчетности
Вопрос о необходимости заверения нефинансовой отчетности, является достаточно актуальным. По нему существуют различные точки зрения, как у представителей бизнеса, так и в экспертной среде. Мы постараемся изложить свою точку зрения в настоящей статье, проанализировав статистические данные по заверению как в мировой, так и российской практике, а также рассмотрев несколько факторов, которые определяют мотивацию компаний к привлечению независимых аудиторов.

Заверение нефинансовой отчетности УЗНАВАЙ МГНОВЕННО о свежих новостях на официальной странице журнала в Facebook

   В рамках данной статьи рассматривается заверение, осуществляемое организациями на основании профессиональных стандартов заверения (ISAE 3000, AA1000AS). Такое заверение часто называется \”профессиональным\”.

   В статье не будет рассматриваться в настоящее время получающий развитие иной подход к заверению – общественное заверение. Вопросы соотношения профессионального и общественного заверения рассмотрены в статье \”Системный анализ вариантов проведения общественного заверения нефинансовой отчетности\”.

   В настоящее время все большее количество компаний в мире осуществляет процедуру заверения нефинансовой отчетности третьими сторонами. По данным компании KPMG , за последние десять лет доля крупнейших компаний мира, проводящих заверение нефинансовой отчетности, выросло почти в 1,5 раза (см. рисунок 1).

Заверение нефинансовой отчетности

Источник: KPMG International Corporate Responsibility Reporting Survey, 2011

   Аналогичная тенденция отмечается в российской практике (см., например, Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2008-2011 гг. \”Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности\” РСПП).

   В целом, можно говорить о двух взаимосвязанных мировых тенденциях – росте количества заверенных отчетов и росте количества нефинансовых отчетов вообще. Это подтверждается графиком (см. рисунок 2), построенным на основании статистики GRI (база данных находится в разделе \”The resource library\” на сайте GRI – https://www.globalreporting.org).

Заверение нефинансовой отчетности

* данные по 2011 отчетному году не окончательные
Источник: https://www.globalreporting.org

   Наиболее наглядно развитие заверения отражает показатель \”доля заверенных отчетов в общем количестве отчетов\”. Интерес в данном разрезе представляет статистика по регионам мира (см. рисунок 3).

Заверение нефинансовой отчетности

* данные по 2011 отчетному году не окончательные
Источник: https://www.globalreporting.org

   Судя по графику, до 2009 отчетного года доля заверенных отчетов росла во всех регионах мира. Мировой финансовый кризис внес в тенденции свои коррективы, но если в Латинской и Северной Америке, Австралии и Африке через год рост возобновился, то Европа и Азия продолжили снижение. И если в Европе это может быть обусловлено новым кризисом, то для Азии видимых причин нет. При этом развитие нефинансовой отчетности во всех регионах демонстрирует устойчивую тенденцию роста (см. рисунок 4).

Заверение нефинансовой отчетности

* данные по 2011 отчетному году не окончательные
Источник: https://www.globalreporting.org

   Приведенные графики по регионам указывают на достаточно серьезный \”отрыв\” европейских стран от остальных. В этой связи интересно узнать, какова ситуации внутри Европы, а также каково место России среди представителей Европы. По данным GRI, в 2012-м году в России была заверена треть всех нефинансовых отчетов (за отчетный 2011 год) . Это больше, чем в среднем по Азии, Африке или Северной Америке, но ниже, чем в Латинской Америке, Европе и Австралии и Океании.

   Для дальнейшего сравнительного анализа мы предлагаем рассмотреть долю европейских стран в общем количестве заверенных в Европе отчетов за 2010 отчетный год (см. таблицу).

Заверение нефинансовой отчетности

Источник: https://www.globalreporting.org

   Судя по таблице, треть всех заверенных отчетов в Европе приходится на Испанию и Швецию , которые по этому показателю на порядок выше следующих за ними Италии, Германии, Нидерландов и Великобритании. Россия в настоящее время не сильно отстает от \”группы преследования\”, но круг таких же \”догоняющих\” стран достаточно широк.

   Проводя сравнительный анализ статистики по России и \”передовым\” по заверению странам , нельзя не отметить некоторую специфику, свойственную нашей стране. Если обратиться к отраслевому разрезу заверенных отчетов за 2010 год , то увидим следующую картину, представленную на рисунке 5.

Заверение нефинансовой отчетности

Источник: https://www.globalreporting.org

   Основное отличие России от \”передовых стран заключается в том, что более 60% заверений приходится на одну отрасль – энергетику. В остальных странах нет такой концентрации, т.е. заверение отчетов происходит в нескольких или более отраслях с возможным несущественным преобладанием одной из них. Указанное обстоятельство можно объяснить политикой поддержки практики заверения в отношении нефинансовой отчетности дочерних компаний со стороны ОАО «РАО «ЕЭС России» и ГК «Росатом». Таким образом, можно констатировать, что заверение в России имеет большой потенциал развития.

   В связи с этим важно понять, за счет чего рассмотренные страны добились хороших результатов в продвижении заверения нефинансовой отчетности? Какие факторы принимаются во внимание руководителями компаний при принятии решения в пользу профессионального заверения? Для ответа на этот вопрос мы предлагаем рассмотреть три фактора, обеспечивающих мотивацию к заверению в разных странах мира.

   Первый фактор – репутация. Необходимо помнить, что нефинансовая отчетность – один из важных рычагов управления репутацией компании. В связи с этим, заверение как инструмент повышения достоверности и качества представленной информации служит повышению доверия заинтересованных сторон.

   Необходимость дополнительных инструментов обеспечения достоверности и качества отчетности, в частности, подтверждается исследованием, проведенным представителями Института управления человеческими ресурсами Венского университета экономики и бизнеса. Ознакомится с кратким резюме по данному исследованию можно в заметке Элейн Коэн (соучредителя и управляющего консультанта Beyond Business Ltd, консультанта в сфере КСО) http://sustainablebusinessforum.com/node/71661).

   Так, например, по данным коллег, по трудовым показателям результативности GRI 86% компаний заявляли о полном их раскрытии, хотя в действительности все соответствующие требования выполнили лишь 11%. По показателям результативности по правам человека данное соотношение составляет 62% к 20%.

   По статистике GRI, основными заказчиками заверения своей отчетности выступают крупные и транснациональные компании (см. рисунок 6).

Заверение нефинансовой отчетности

Источник: https://www.globalreporting.org

   Действительно, именно они в первую очередь заинтересованы в поддержании и повышении своей репутации как в силу масштабов воздействия на заинтересованных сторон, так и в силу постоянного поиска конкурентных преимуществ, которым является в том числе и репутация.

   Из гистограммы видно, что ситуация в России соответствует мировой. Стоит обратить внимание лишь на то, что вопросами заверения совершенно не интересуются средние и малые предприятия, хотя в среднем по рассматриваемым странам их доля составляет около 15%.

   Второй фактор – инвестиции. Нельзя не отметить, что в соответствии со статистикой GRI, в большинстве стран более половины компаний, заверяющих свои отчеты, листинговые (см. рисунок 7).

Заверение нефинансовой отчетности

Источник: https://www.globalreporting.org

   В частности, наибольшая доля листинговых компаний в общем числе заверяющих свои отчеты свойственна развивающимся странам. В России таких компаний пока менее половины. С другой стороны, ряд крупных отечественных компаний при подготовке и заверении нефинансовой отчетности устанавливают обязательный критерий: руководствоваться требованиями по раскрытию информации финансового регулятора Великобритании и Правилами листинга Лондонской фондовой биржи. Таким образом, нельзя отрицать важность в России именно инвестиционного фактора при решении о заверении.

   Наконец, третий фактор – законодательство. Государственное регулирование вопросов подготовки нефинансовой отчетности как в форме законодательных требований, так и рекомендаций позволяет существенно увеличить динамику развития этого вида отчетности.

   Так, в Великобритании в 2006 г. введен масштабный закон Companies Act, устанавливающий требования к компаниям по раскрытию информации по экологическим и социальным вопросам. В Швеции с 2007 г. все государственные компании обязаны подготавливать нефинансовую отчетность. В Китае в то же время введены требования по обязательной экологической отчетности, невыполнение которых чревато серьезными потерями для компании. Чуть позже в Китае выпустили требования к ежегодной публикации отчетности по социальным вопросам. В Дании с 2009 г. установлены критерии, на основании которых определяются компании, которым направлено требования обязательной подготовки нефинансовой отчетности. В Испании закон, требующий подготовки государственными компаниями отчетности в области устойчивого развития, принят в 2012 г. В отдельных странах существует требование об обязательной нефинансовой отчетности для компаний, котирующихся на бирже: во Франции с 2001 г., в Бразилии и ЮАР – с 2007 г. и т.д. Возвращаясь к рисунку 4, можно увидеть, что активный рост интереса к нефинансовой отчетности и ее заверению также берет начало в 2006-2007 гг.

   Более детально с информацией о мировых законодательных инициативах в области нефинансовой отчетности можно ознакомиться в статье Озерянской М.Н. \”Требования государственных регуляторов об обязательной нефинансовой отчетности как элемент повышения информационной открытости и прозрачности деятельности организаций\”).

   Все перечисленные страны – одни из мировых лидеров по заверению нефинансовой отчетности. Таким образом, законодательство в сфере нефинансовой отчетности действительно может быть катализатором развития как самой отчетности, так и ее заверения. Но законодательство может предъявлять различные требования и направлять их различному кругу компаний.

   Все страны, рассматриваемые нами выше в качестве \”передовых\” в своих регионах, ввели разного рода законодательные инициативы для своих компаний.

   Более подробно с ними можно ознакомиться в исследовании GRI \”Carrots And Sticks Promoting Transparency And Sustainbability\”

   Но если многие страны ограничиваются требованиями к государственным компаниям, то статистика GRI указывает на преобладание интереса к заверению в частном секторе (см. рисунок 8).

Заверение нефинансовой отчетности

Источник: https://www.globalreporting.org

   Исключением являются только Швеция и Россия. В России сформированных законодательных требований в этой области нет. В июне 2010 г. по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 27 мая 2010 г, посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, Президент РФ Д.А. Медведев направил поручение Правительству РФ разработать предложения \”об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению\”. Отмечаем, что в данном поручении речь идет не только об обязательной публикации нефинансовых отчетов, но и их обязательном независимом заверении. Именно это объединяет Россию со Швецией – в шведском руководстве для государственных компаний установлено обязательное требование по независимому заверению нефинансовой отчетности.

   Как мы видим, законодательное регулирование в вопросах заверения (в т.ч. требование к его обязательности) на данный момент не очень распространено в мировой практике. Можно ожидать, что рост внимания государства к данному вопросу может способствовать быстрому развитию профессионального заверения, также как это произошло с нефинансовой отчетностью.

   Комментарий относительно ситуации в Швеции нам дала наша шведская коллега Малин Линдфорс, партнер и старший советник Ethos International, шведский эксперт в области КСО . По ее словам, в настоящее время в Швеции действует требование для компаний, в которых есть доля участия государства, о обязательной публикации отчетности в области устойчивого развития и обязательном привлечении независимого профессионального аудитора. Несмотря на то, что для частных компаний законодательных требований нет, с каждым годом все больше из них публикует заверенные нефинансовые отчеты.

   Так является ли законодательство основополагающим фактором для развития практики заверения? Для ответа на этот вопрос мы попросили о комментарии еще одного коллегу – генерального директора MAS Business, испанского специалиста в области устойчивого развития/КСО и заверения, члена Совета по международным стандартам института Accountability Джона Скейда. По его словам, принятый в 2012 г. в Испании закон об обязательной нефинансовой отчетности в настоящее время на практике еще не реализуется из-за отсутствия утвержденных подзаконных актов, устанавливающих детальные требования и директивы. В этой связи на данный момент нет ясности также и в вопросе об обязательности независимого заверения нефинансовых отчетов. Несмотря на это, Испания в настоящее время уже является одним из мировых лидеров по числу заверенных нефинансовых отчетов, в частности, отчетов уровня А+ в соответствии GRI.

Подводя итог, хочется сделать следующие выводы:

• практика заверения нефинансовой отчетности получает все большее распространение в России и за рубежом;
• управление репутационными рисками, повышение инвестиционной привлекательности, государственное регулирование являются важными факторами для ее развития;
• особое значение для дальнейшего прогресса в этой сфере будет иметь совместная работа всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, общественных организаций) по развитию нефинансовой отчетности как важнейшего инструмента реализации принципов КСО.

Источник:
экспертный деловой журнал
\”Устойчивый Бизнес\” №3

Leave a Comment