Главная

Швеция возглавляет лигу корпоративной социальной ответственности

Швеция возглавляет лигу корпоративной социальной ответственности

Швеция возглавляет лигу корпоративной социальной ответственности

Дэвид Уайлз
Дэвид Уайлз — британский журналист, живущий и работающий в Швеции, редактор делового журнала на английском языке Sweden Today («Швеция сегодня»).

По данным отчета влиятельной некоммерческой организации AccountAbility Швеция занимает ведущее место в мире в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО). Чем это объясняется, рассказывает глава организации д-р Саймон Задек.

Саймон Задек, генеральный директор AccountAbility, не скрывает глубокого впечатления, которое производит на него активное принятие стандартов КСО шведскими компаниями – от промышленности моды до крупных индустриальных концернов. Фото: Фрида Хедберг/«Сканпикс» и Карл Эрик Андерссон/«Шведский фотобанк».
Согласно RCI, индексу социально ответственной конкурентоспособности центра AccounAbility, шведский бизнес демонстрирует наилучшую динамику показателей конкурентоспособности в контексте ответственной деловой практики, опережая Данию, Финляндию, Исландию и Великобританию (первые 20 мест в индексе см. в колонке фактов справа). Иными словами, в Швеции знают, как делать бизнес, не забывая при этом о проблемах изменения климата, гендера, прав человека и борьбы с коррупцией.
Эмпатия в браке с конкурентоспособностью
Задек призывает другие страны последовать примеру Швеции в области КСО. «Между эмпатией и конкурентоспособностью вовсе необязательно должен существовать конфликт. И Швеция — блестящий тому пример», — говорит тот, кого считают одним из зачинателей движения КСО. По его словам, ключевую роль в том, что шведский бизнес встал на позиции корпоративной ответственности, сыграла новейшая история страны.
«За последние пятьдесят лет в Швеции сложилось сплоченное общество, в котором деловое сообщество вплетено в ткань социальных норм, которые Швеция теперь экспортирует, занимаясь бизнесом на международной арене. Иначе говоря, корпоративная ответственность шведского бизнеса во многом является результатом того развития шведского общества, которое имело место после Второй мировой войны».
Бизнес быстрого реагирования
По словам Задека, в равной мере важно и то, что шведский бизнес весьма оперативно реагировал на вызовы, порождаемые неизменно нарастающими с начала 1970-х годов требованиями в отношении КСО. В качестве превосходного примера он приводит шведскую мебельную сеть Ikea: «Думаю, что 10-15 лет назад Ikea точно также не сознавала и не отзывалась на проблемы в сфере условий труда в звеньях своей глобальной сети поставщиков и субподрядчиков, как и все остальные. Однако на сегодняшний день Ikea — судя по тому, как ею решаются проблемы экологии и трудовой сферы, — несомненно, является одним из лучших игроков на поле КСО».

У Швеции — внушительный послужной список успехов в сфере охраны окружающей среды. С годами этот опыт развился до уровня широкой КСО-стратегии. Фото: Мартин Бугрен / «Линкимидж».
По словам Задека пример Ikea может преподать два важных урока. «Во-первых, поначалу, когда новые проблемы еще только заявляют о себе, шведский бизнес вряд ли более подготовлен к встрече с ними, чем любой другой. Во-вторых же, когда эти проблемы перемещаются с периферии в центр той проблемной сферы, в которой бизнесу приходится работать, то шведские компании, как мне представляется, способны очень быстро принимать меры, направленные на эту проблематику».
Среди них — многие из крупнейших и известнейших шведских компаний, такие, как Electrolux, H&M, Husqvarna. Все они в последние годы приложили немалые усилия к тому, чтобы в рамках их отрасли их коммерческая деятельность и корпоративная мораль были хорошо сбалансированы.
Еще одним подтверждением высокого уровня шведских стандартов КСО являются индексы устойчивости Доу-Джонса за минувший 2007 год, куда включены шведские компании Atlas Copco, Castellum, Electrolux, SKF, TeliaSonera и Volvo.
Сбалансированный счет
В отчете AccoutAbility рейтинг стран определяется по 21 параметру — начиная от числа компаний, имеющих системы экологического менеджмента, и кончая оценкой уровня коррупции в сфере бизнеса по результатам опросов и уровня развития и жизнеспособности гражданского общества.
Задек признается, что буквально прочесал данные отчета, чтобы отыскать хотя бы одну сферу КСО, в которой Швеция проявила бы себя неудовлетворительно. «Я хотел найти как можно больше слабостей, но убедился, что показатели Швеции высоки по всему полю — не только по совокупности всех факторов, но и по каждому из 21 параметров. Должен признать, что не смог выделить ни одну конкретную сферу, которую можно было бы назвать темным пятном на КСО-репутации Швеции. Ее рейтинг на удивление хорошо сбалансирован».
По утверждению Задека национальный успех Швеции в области КСО объясняется не одними лишь усилиями со стороны бизнес-сообщества, но и установками ее правительства и всего общества.
«Корпоративная ответственность — составная часть целостной внешнеполитической стратегии, часть связной политики в области торговли и инвестиций, равно как и внутренней политики социальной сплоченности, — говорит он. — По моему мнению правительство Швеции сегодня с большей целеустремленностью оперирует этими рычагами, чем правительства многих других стран. Это пока еще редкость, и именно этому примеру должны следовать все остальные».

По материалам http://www.sweden.se/

Leave a Comment