Акцент Отчетность Позиция5 Публикации

Оценка результативности развития компании: взгляд через призму отчетности

Оценка результативности развития компании: взгляд через призму отчетности

Отчетность – важнейший источник публичной информации о компании. Качество публичной отчетности во многом определяет восприятие компании заинтересованными сторонами, в первую очередь, инвестиционным сообществом.

Как свидетельствуют результаты опросов и исследований([2], [3]), при принятии стратегических решений в отношении компании инвесторы учитывают в том числе и нефинансовые факторы. Наряду с другими источниками информации инвесторы ориентируются на отчеты об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности.

Опция ESG-анализа (анализа экологических факторов, факторов охраны труда и отношений с государственными органами) предусмотрена в информационной системе для профессиональных участников фондовых рынков,BloombergTerminal.

Согласно отчету о воздействии (Impactreport) компании Bloomberg, в 2015 году число пользователей этого инструмента по всему миру составило 12 078, рост составил 69% относительно 2013 года.

Оценка результативности развития компании: взгляд через призму отчетности

Свидетельством возрастающего внимания инвестиционного сообщества к нефинансовым факторам является также развитие ответственного инвестирования [1] и активность членов инициативы ООН «Устойчивые фондовые биржи», объединяющей на конец 2015 года биржи-партнеры из 52 стран мира с совокупной капитализацией порядка 48 триллионов долларов.

Оценка результативности развития компании: взгляд через призму отчетности

Справочно: Термин «устойчивое развитие» впервые был сформулирован в 1987 году  Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее». Устойчивое развитие предусматривает удовлетворение потребностей нынешнего времени, при этом не подвергая угрозе возможность последующих поколений удовлетворять свои нужды. Термин носит более широкий и гуманный смысл, чем «устойчивое развитие компании», последнее словосочетание нередко употребляется в публичной нефинансовой отчетности.

Международныйстандарт интегрированной отчетности (МСИО), ориентированный на «повышение качества информации, доступной поставщикам финансового капитала, для обеспечения более эффективного и продуктивного распределения капитала», предусматривает такой обязательный элемент интегрированного отчета, как описание стратегии и результатов деятельности.

Требования российских нормативных правовых актов близки международным. Так, Кодекс корпоративного управления, рекомендованный к применению Банком России акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, предполагает раскрытие в годовом отчете информации о стратегических задачах и достигнутых за год результатах в сравнении с запланированными.

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг №454-П от 30.12.2014 года обязывает эмитентов раскрывать в годовом отчете информацию о перспективах и приоритетных направлениях развития.

Согласно исследованиям([4], [5]), еще недавно тема раскрытия стратегии и ее реализации оставалась одной из тех, которые требуют наибольшего внимания со стороны отчитывающихся компаний.

Так, наименее раскрываемыми аспектами стратегии и ее реализации в 2014 году были описание стратегических целей в количественном выражении и описание ресурсов, необходимых для реализации стратегии [3]. Ситуация в целом сохранилась и годом позже.

В 2015 году большинство крупнейших российских компаний, которые отчитывалисьв объеме сверх нормативных требований, раскрывали информацию, на основе которой можно судить об их дальнейшем развитии, но только 138 (75,8%) компаний в явном виде описывали свои стратегии[5].

Столкнувшись на практике с запросом клиентов на актуальную информацию о применяемых подходах к описанию стратегии и результатов ее реализации в условиях нестабильной экономической ситуации, мы провели отдельное исследование данного вопроса.

В выборку попали годовые отчеты и отчеты о корпоративной социальной ответственности 42 российских компаний-призеров и победителей номинации «Лучший отчет о корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию» конкурса отчетов Московской биржи, рейтинга социальных отчетов ЭКПЕРТ РА за 2014 год, а также участников IV ежегодной конференции «Годовой отчет-успешные практики».

Основные наблюдения:

1- Раскрытие информации о стратегии компании – не только требование нормативных документов, это следствие законов мышления и восприятия человеком информации. Если отчитывающаяся компания стремится показать, что она устойчива в средне- и долгосрочной перспективе, то она должна всесторонне обосновать это, в том числе с точки зрения актуальности и результативности ее стратегии.

Наше исследование показывает, что 87% компаний раскрывают информацию о своей бизнес-стратегии, при этом лишь 39% компаний говорят о стратегии в области КСО/УР, причем две трети из них сообщают о стратегии в области КСО/УР, включенной в бизнес-стратегию.У оставшихся 71% исследованных компаний в публичной отчетности не представлен стратегических взгляд на КСО/УР, в их отчетах раскрыта информация лишь об отдельных внутренних документах, регулирующих различные аспекты КСО/УР (кадровая, экологическая политика, политика в области охраны труда, положение о благотворительности и др.), и, в некоторых случаях, общее видение компании вопросов по этой теме.

Оценка результативности развития компании: взгляд через призму отчетности

2- Известен принцип «не можешь измерять– не можешь управлять». Многие из читателей также знают о SMART-целях, целях, которые конкретны (specific), измеримы (measurable), достижимы (achievable), реалистичны (relevant, realistic) и сформулированы в четко заданных временных рамках (time-framed). Раскрытие приоритетных направлений развития для обеспечения доверия читателя, прежде всего инвестора, должно логично поддерживаться четкими формулировками целей, которые позволят понять перспективы компании.

Применительно к тематике устойчивого развития проблема формулировки четких целей, вероятно, даже более актуальна. Рассмотрим, например, тему изменения климата. Показательна фраза на официальном сайте инициативы «Научно обоснованные цели» по снижению воздействия на изменение климата [6]: «Несмотря на появление целого ряда инициатив стран, компаний и представителей гражданского общества, общий объем выбросов парниковых газов в результате деятельности человека продолжает увеличиваться».

В рамках инициативы «Научно обоснованные цели» разрабатывается инструментарий адаптации глобальных целей по снижению воздействия на изменение климата к деятельности конкретных компаний.

Оценка результативности развития компании: взгляд через призму отчетности

Одна из последних инициатив международного сообщества, «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» была анонсирована 25.09.2015 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и поддержана Россией. Инициатива формулирует 17 глобальных целей устойчивого развития и 169 соответствующих им прикладных задач. SDGCompass[7] – совместный проект ООН, Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию и организации GRI, задача которого заключается в предоставлении руководства для компаний по корректировке стратегий, измерения и управления их вкладом в реализацию 17 глобальных целей устойчивого развития.

 17 глобальных целей устойчивого развития

SDGCompass

Наше исследование показывает, что треть компаний помимо общего описания бизнес-стратегии раскрывают целевые показатели своих стратегий на средне- и долгосрочную перспективу. Стратегические цели в области КСО в количественном выражении раскрывают лишь 19% компаний.

Стратегические цели без конкретных цифр представлены в годовых отчетах у 25% компаний, а в области КСО/УР  – у 30% компаний.

Стратегические цели в области КСО

В детальном описании стратегий российских компаний встречается большое количество близких по значению терминов: стратегические цели, приоритеты, направления, задачи, ключевые аспекты.У разных компаний они, зачастую, употребляются в разном значении и различных сочетаниях.

Интересно, что в проанализированных нами отчетах конкретныецелевые показатели встречаются чаще при раскрытии бизнес-стратегии, чем при раскрытии КСО-стратегии. Это несмотря на то, что бизнес-стратегия может быть непубличным документом в силу коммерческой или государственной тайны, в то время как раскрытие конкретных целей по стратегии КСО, как правило, секрета не представляет.

3- Логичным продолжением необходимости раскрытия конкретных целевых показателей является важность раскрытия темы результатов реализации стратегии в отчетном году. Исследование показывает, что 50% компаний отражают вклад отчетного года в реализацию стратегических бизнес-целей или целей в области устойчивого развития.

Приведем несколько примеров комплексного раскрытия темы стратегии в публичной отчетности.

Годовой отчет ПАО «Уралкалий»

Годовой отчет ПАО «Уралкалий» за 2015 год в разделе «Стратегия и управление рисками» раскрывает информацию о видении компании, ее приоритетах, рискахи заинтересованных сторонах.По каждому из стратегических направлений развития приводится ключевая информация о результативности отчетного года, со ссылками на более детальную информацию в других разделах отчета.

Годовой отчет АО «СУЭК»

Годовой отчет АО «СУЭК» за 2015 год содержит пример интеграции темы корпоративной социальной ответственности в общую стратегию компании. Два из пяти стратегических направлений развития компании имеют прямое отношение к теме устойчивого развития.Стратегические направления развития описаны в увязке с конкурентными преимуществами компании, результатами 2015 года, КПЭ по направлению и планами на 2016 год.

ПАО «ГМК «Норильский никель» за 2015 год

Отчет о корпоративной социальной ответственности ПАО «ГМК «Норильский никель» за 2015 год в контексте нашего обзора интересен тем, что каждый принцип стратегического развития в нем проанализирован с точки зрения вклада в устойчивое развитие.Отчет содержит пример лаконичного структурированного раскрытия информации о существующих отдельных внутренних документах в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Раскрыты стратегические цели, задачи, статус их выполнения в отчетном и году и планы на 2016 год по каждому направлению корпоративной социальной ответственности.

В заключение отметим, что в условиях непростой экономической ситуации тема стратегии и ее реализации приобретает особое значение. Не имея четкого плана действий, невозможно обеспечить устойчивость компании, в том числе и внести вклад в решение значимых региональных и глобальных проблем устойчивого развития общества.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что понимание этого в достаточной степени присутствует у российских компаний, теме стратегии уделяется существенное внимание, есть немало хороших примеров ее раскрытия.

Среди практически применимых рекомендаций по совершенствованию раскрытия темы стратегии и ее реализации назовем следующие: результаты деятельности компании наиболее четко видны, когда они…

– опираются на ее позицию в отношении перспективного развития (читатель понимает приоритетные направления),

– увязаны с средне- или долгосрочными целям в рамках этих направлений (читатель понимает цели),

– сопоставлены с целевыми показателями на отчетный период (читатель видит результат, может оценить прогресс).

Над обзором работали

Емельянова Юлия, партнер Группы «Нексиа Пачоли»

Курда Ольга, старший консультант ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»

Ляховенко Татьяна, старший консультант ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»

Компании, отчеты которых были включены в выборку

Акрон, АЛРОСА, Атомэнергомаш, АФК Система, Башнефть, Велес Капитал, Внешэкономбанк, ВРК-1, ВРК-3, Газпром газэнергосеть, Газпром нефть, ГК «Росатом», Группа ВТБ, Группа компаний ASE, Группа Черкизово, Евразийская экономическая комиссия, Еврохим, Казаньоргсинтез, Концерн Росэнергоатом, Металлоинвест, МОЭСК, МРСК Северо-Запада, МРСК Центра и Приволжья, МСП Банк, Нижнекамскнефтехим, НЛМК, ГМК Норильский никель, Объединенная судостроительная корпорация, ОГК-2, Российская венчурная компания, Россельхозбанк, РусГидро, Сбербанк, СНИИП, СУЭК, Татнефть, ТГК-1, ТМК, Уралкалий, ФосАгро, ФСК ЕЭС, ЮниКредит Банк.

Источники информации

  1. Принципы ответственного инвестирования https://www.unpri.org/
  2. What do investors expect from non-financial reporting? Исследование ACCA,Eurosif http://www.accaglobal.com/content/dam/acca/global/PDF-technical/sustainability-reporting/tech-tp-wdir.pdf
  3. Ответственная деловая практика в зеркале отчётности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчётов: 2012–2014 годы выпуска. Л.В. Аленичева, Е.Н. Феоктистова, Н.В. Хонякова, М.Н. Озерянская, Г.А. Копылова. – М.: РСПП, 2015. 136 с. http://media.rspp.ru/document/1/f/c/fc84b1337dbdd2411f73f3ca3f1bd173.pdf
  4. Исследование корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний-2014 http://transparency2014.downstream.ru/#/ru
  5. Исследование корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний-2015 http://transparency2015.downstream.ru/#/ru
  6. Инициатива «Научно обоснованные цели» по снижению воздействия на изменение климата http://sciencebasedtargets.org
  7. Инициатива по измерению результативности в достижении Глобальных целей устойчивого развития SDGCompass http://sdgcompass.org/

 

Возможно вам будет интересно:

Новая парадигма социальных инвестиций в России

а также

Электронное государство — ключ к достижению Целей Устойчивого Развития: исследование ООН

Leave a Comment