Акцент

Кто больше заинтересован в корпоративном волонтерстве: благополучатели или компании?

Кто больше заинтересован в корпоративном волонтерстве: благополучатели или компании?

На секции “Развитие корпоративного волонтерства” в рамках VIII ежегодной конференции “Благотворительность в России” президент Благотворительного фонда “Кто, если не я?”, модератор секции Ольга Рейман высказала мнение, что волонтерство – часть корпоративной социальной ответственности (КСО). Но должны ли волонтеры трудиться на благо общества в нерабочее время? Кто больше заинтересован в корпоративном волонтерстве: благополучатели или компании? В ходе дискуссии эксперты постарались найти ответы на эти вопросы.

Корпоративное волонтерство пришло в Россию с Запада и наиболее развито в иностранных компаниях, отметила О. Рейман. По ее словам, несмотря на то что все волонтерские программы ориентированы на общественное благо, они не всегда нацелены на глобальный общественный результат. В основном, по мнению Рейман, они направлены на решение внутренних проблем и построение корпоративной культуры, призваны сплачивать сотрудников компании. Кроме того, как отметила руководитель благотворительных программ “Энвижн груп” Тереза Ротман, корпоративное волонтерство помогает и в совершенствовании профессиональных навыков сотрудников. Например, проект компании “Энвижн груп” “Весна Хитровщина” позволил проявить себя специалистам в разных областях. Для того, чтобы дать возможность жителям села Хитровщина Тульской области зарабатывать на жизнь, потребовалась квалифицированная юридическая помощь, разработка бизнес-проекта. Волонтеры разделились на три группы: активные посетители, жертвователи и волонтеры, участвующие в подготовке проекта. Т. Ротман отметила, что сами сотрудники “Энвижн груп” выступили инициаторами проекта и полностью его финансировали. Они оказывали материальную поддержку, привозя в село вещи и продукты питания. Но когда руководство компании поддержало волонтерский проект, средства стали поступать из фонда программы КСО. Тогда сотрудники компании для жителей села приобрели домашний скот, привезли швейные и вязальные машинки. Занимаясь рукоделием и животноводством, жители села начали зарабатывать. По словам Ротман, проект оказал положительное воздействие на внутреннюю корпоративную культуру.

Компания L\’Oreal реализует проекты корпоративного волонтерства в партнерстве с благотворительными фондами “Кто, если не я?” и “Качество жизни”. По словам менеджера по корпоративным коммуникациям компании Елизаветы Александровой, руководство и сотрудники компании не всегда могут адекватно оценить нужды благополучателей. Например, помощь воспитанникам детских домов зачастую расценивается представителями бизнеса как приобретение и вручение игрушек и сладостей. Но не всегда детским домам нужна именно такая помощь. По мнению Александровой, благотворительные фонды, которые давно занимаются поддержкой сиротских учреждений, лучше понимают проблемы воспитанников детских учреждений и знают, какая помощь им необходима. В результате волонтеры компании стали организовывать мастер-классы для детей-сирот по парикмахерскому искусству, визажу, уходу за волосами и кожей. Помощь детям-сиротам – не единственное направление волонтерства в компании. Кто-то из сотрудников L\’Oreal регулярно участвует в донорских акциях, другие предпочитают вместо личного вклада приносить вещи, продукты питания и деньги. По словам Е. Александровой, оказывая помощь, сотрудники компании чувствуют себя нужными, приобретают новый жизненный опыт, возможность поделиться своими знаниями. Участие в добровольческом движении поднимает командный дух. Благодаря реализации волонтерских проектов L\’Oreal повышает свою привлекательность как работодателя и как социально ответственной компании. Александрова отметила, что нет ничего плохого в том, что, делая доброе дело, компания старается улучшить свой имидж и укрепить отношения в коллективе.

Положительное влияние корпоративного добровольчества на работу коллектива отметил и заместитель руководителя департамента ФК “Уралсиб” Игорь Соболев. По его словам, участие сотрудников в волонтерстве повышает их клиентоориентированность, помогает совершенствовать профессиональные и коммуникативные навыки. И. Соболев также отметил, что для крупных компаний, имеющих представительства в регионах, важно создать единую модель корпоративного добровольчества. В “Уралсибе” такая модель есть: координаторы на местах обрабатывают обращения благополучателей, готовят проекты и документацию, ведут отчетность. Для удобства работы создана единая информационно-организационная структура, включающая в себя форум и единый файловый ресурс, который позволяет видеть всю документацию по всем волонтерским проектам компании в регионах присутствия. Соболев также отметил, что истинным волонтерством он считает деятельность в свободное время. “Если же сотрудник занимается добровольчеством в рабочие часы – это скорее можно отнести к корпоративной ответственности компании”, – отметил эксперт.

Во Внешэкономбанке, по словам начальника отдела по подготовке и социальному развитию кадров в регионах банка Светланы Грушиной, волонтерство неотделимо от корпоративной ответственности. В банке существует положение о КСО, куда входит и пункт о корпоративном волонтерстве. В нем прописаны цели и задачи волонтерства. Назначен сотрудник, который занимается координацией этой деятельности, банк всегда берет на себя организационные и транспортные расходы по проектам… Кроме того, во всех отделениях банка учрежден ежегодный день волонтерства.
Эксперты сделали вывод, что, в первую очередь, корпоративное волонтерство направлено на извлечение пользы для самой компании. Результатом совместной деятельности по оказанию помощи становится слаженная работа коллектива, совершенствование профессиональных навыков, улучшение имиджа.

Под конец дискуссии из зала прозвучал вопрос: насколько квалифицированную помощь могут оказать сотрудники банка или косметической компании в области экологии, поддержки детей-сирот? Не лучше ли выделить средства на посадку деревьев, чтобы это сделали профессионалы, чем затратить те же средства на то, чтобы отправить к месту работы волонтеров? По мнению И. Соболева, в некоторых случаях действительно лучше и эффективнее, чтобы компания выдала благополучателям деньги. Но иногда более полезным будет участие волонтеров, например, при оказании помощи детскому дому. Е. Александрова считает, что организации, которые обращаются в компанию, должны оказать поддержку в обучении сотрудников. Тогда с каждым разом волонтеры смогут оказывать все более квалифицированную помощь

Leave a Comment