Акцент

Социальные инвестиции в регионы

Социальные инвестиции в регионы “Социальная прибыль\” от местного инвестирования часто компенсирует инвесторам не всегда высокие финансовые результаты, принося репутацию и удовлетворение от сознания того, что их деньги работают во благо многих людей. В России Социальные инвестиции, как правило, отождествляют с корпоративной социальной ответственностью и говорят о роли бизнеса в общественном развитии.

Социальные инвестиции в регионы УЗНАВАЙ МГНОВЕННО о свежих новостях на официальной странице журнала в Facebook

   В США для обозначения региональной социальной политики используются термины Corporate Community Involvement (CCI), Corporate Community Engagement (CCE), Corporate Involvement in Community and Economic Development (CI in CED).

   Как правило, социальная активность компаний проявляется в том регионе, где они находятся. Обычно такие программы реализуются посредством финансовых институтов общественного инвестирования (Community Development Financial Institutions – CDFI): банков развития (Community Development Banks), инвестиционных фондов (Community Development Investment Funds), кредитных союзов (Community Development Credit Unions), фондов взаимопомощи (Community Development Loan Funds), венчурных фондов (Community Development Venture Capital Funds).

   Данные организации инвестируют средства в строительство жилья для малоимущих, поддержку некоммерческих организаций, развитие малого бизнеса, развитие общин и многое другое.

   Общественное инвестирование (community investing) или другими словами инвестирование в местные сообщества, применяется инвесторами для финансирования проектов или регионов, расположенных в неблагоприятных экологических зонах для решения конкретных местных проблем. Такая стратегия направлена не на улучшение корпоративной практики, а на общественное и социальное развитие. Финансовые институты (банки, кредитные союзы, фонды общественного развития) предоставляют кредиты и займы предприятиям малого бизнеса, венчурным компаниям, финансируют строительство доступного жилья, образовательных, здравоохранительных программ, поддерживают малообеспеченные слои населения и образовательные программы.

   В городах, где расположены предприятия Метинвеста, проживает более 2,5 млн. жителей, большая часть которых в той или иной степени связана с Компанией – это работники предприятий Метинвеста и их семьи. При этом реальная потребность в бюджете развития городов составляет сотни миллионов гривен. А существующие реальные возможности – мизерны. К тому же, часть наших городов являются дотационными территориями и при этом с моноэкономиками.

   Поэтому в первую очередь компания инвестирует в социально-экономическое развитие территорий и создание комфортных условий проживания, повышение комфортности проживания.

   Комфортный для проживания город, по мнению Метинвеста, – это город с хорошим социальным климатом, город, в котором создаются новые рабочие места и условия для развития бизнеса и привлечения дополнительных инвестиций.

   С другой стороны, это город, в котором жители имеют доступ к качественным социальным услугам (таким как качественное водоснабжение, здравоохранение, образование), это город с развитой инфраструктурой и возможностью проведения досуга. Основа для такого развития города – это стратегическое видение, и исключительно важным в проектах социального инвестирования становится понимание перехода от «латания дыр» к долгосрочным инвестициям, способным кардинально изменить качество жизни. Именно такие задачи закреплены в соглашениях о социальном партнерстве, которые подписываются между предприятиями Метинвеста и городом на ежегодной основе. В реализацию этой задачи в 2012 году
Метинвест инвестирует около 100 млн. грн.

   Вторая важная задача, которую Компания решает социальными инвестициями – институциональное развитие и усиление компетенций общественных организаций и органов местного самоуправления. Для эффективного управления любой компании важны грамотные менеджеры, так и для качественного городского развития необходимо, чтобы люди обладали необходимыми знаниями и профессиональными навыками (такми как, стратегическое планирование, работа с потенциальными инвесторами, развитие новых бизнесов, работа с международными донорскими организациями). Именно поэтому, с 2013, Метинвест планирует усилить это направление. Конечно же, важна и активность самих местных жителей. Для этого в Метинвесте работает ряд корпоративных социальных программ, которые нацелены на вовлечение жителей в решение важных социальных задач. Программы реализуются через грантовые схемы финансирования.

   Corporate Community Engagementя вляется частью текущей бизнес-стратегии на конкретной территории, которая кроме того, что улучшает бизнес показатели, имеет позитивное влияние на малообеспеченное население (Low-to-moderate income individuals, LMI).

   Corporate Involvement in Community and Economic Development вовлекает основные операционные ресурсы и навыки (такие как разнообразные функции как человеческие ресурсы, развитие продукта, маркетинг, инвестиции) в дополнение к отношениям с местными сообществами и филантропией. Являясь частью текущей бизнес-стратегии, такая деятельность приносит дополнительные экономические выгоды компании.

   С одной стороны, это развитие потенциала рабочей силы, возможность выхода на новые рынки и повышение репутации. Улучшая отношения с местным сообществом компании защищают свои «лицензии на работу».

   С другой стороны, бизнес оказывает позитивное влияние на местное сообщество и его экономическое развитие. На депрессивных территориях создаются новые рабочие места, малообеспеченное население получает доступ к качественным товарам и услугам, улучшается экономическая ситуация, развивается малый бизнес.

   Современная региональная социальная политика (РСП) означает преимущественно экономические инвестиции в развитие территорий, сочетает интересы компании с интересами территорий, направлено по большей части на экономически депривированное население. В этом смысле РСП является социальными инвестициями.

Организации регионального развития

   С 90-х годов прошлого столетия в США и в Европе активно развивались инновационные формы CCR, основанные на экономическом инвестировании, делегировании полномочий и ответственности «третьим сторонам», оптимизации вклада компаний в местное развитие и получении бизнесом прямых возвратов по инвестициям (Return on Investment, ROI). Большинство форм СCRнапрямую относят к SRIи обычно называют Community Development Financial Institutions(CDFIs).

   Корпорации местного развития (Community Development Corporations, CDC) предусматривают коллективное участие бизнеса, местной власти (public sector) и некоммерческих организаций в качестве партнеров, экспертов и соисполнителей проектов. И хоть для нас это звучит непривычно, CDC– некоммерческая корпорация, нацеленная на решение актуальных для местных сообществ социально-экономических проблем.

   В ней сочетаются интересы бизнеса и потребности территорий. Как правило, CDC нацелена на решение конкретной проблемы и объединяет «профильные организации». Скажем, корпорация, работающая с жилищными проблемами, включает в себя соответствующие отделы местной мэрии, банки (как кредиторы), страховые компании, страхующие риски под гарантии местной власти, строительные компании, девелоперы/застройщики, некоммерческие организации (жилищные инициативы, объединяющие будущих жильцов, как правило, из малообеспеченных слоев населения, LMI). Такие корпорации принимаются за застройку депрессивных районов, или городских центров, часто находящихся в запущенном состоянии.

   Фонды местного развития (Community Development Foundations), как правило, направлены на решение локальных проблем местных территорий. Чаще всего это проекты социально-культурной направленности и развитие малого бизнеса. CDFближе к некоммерческой деятельности, чем, скажем, корпорации местного развития, но более сфокусированы на практическую проектную деятельность, чем, например, ассоциации грантодателей. CDF– не самая распространенная форма социальной работы на местном уровне.

   Банки Местного Развития (Community Developemt Banks) и Трасты Местного Развития (Community Development Trusts) относятся к специализированным финансовым институтам. В России подобной практики, по-видимому, не предвидится. Европейским аналогом этих институтов являются, например, Этические Банки (Ethic Banks) в Италии. Эти банки предлагают своим клиентам средний рыночный процент по вкладам и кредитуют социально-значимые программы под гарантии федерального или местного правительства.

   Вкладчики предпочитают такие банки традиционным коммерческим банкам и доверяют свои сбережения именно им, потому что их деньги работают на общественное благо.

   К некоммерческим институтам местного развития относятся также Кредитные Фонды (CommunityDevelopment Loan Funds), Кредитные Союзы (Community Development Credit Unions), Институты микро-кредитования (Micro-Finance Institutions). В последние годы подобные формы в России продвигаются мало, в середине 90-х попытки их распространения (кредитные союзы, потребительская кооперация) привели к злоупотреблениям, хорошая идея в рамках государственной машины выродились в очередную профанацию.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПО-НОВОМУ

   Переход на новую технологию инвестиций позволил определить две социально-ориентированные программы – «Партнерство» и «Добрососедство».

   Программа «Добрососедство» – это развитие инфраструктуры (дорожная сеть, коммунальное хозяйство, озеленение и благоустройство территории, а также другие мероприятия, направленные на компенсацию воздействия производства Компании. В рамках программы заключены Соглашение о сотрудничестве с Правительством Саратовской области и Соглашение о сотрудничестве с Администрацией Вольского муниципального района с целью содействия развитию ресурсной, материально-технической и финансовой базы на территории области. Кроме того, ежегодно оказывается помощь ветеранам-цементникам и другим социально- незащищенным слоям населения совместно с профсоюзными организациями ОАО «Вольскцемент» и ОАО «Холсим (Рус) СМ». Среди крупных проектов «добрососедства» – реконструкция ДК «Цементник» и благоустройство мемориального сквера в м-не Щурово (г. Коломна).

   В этом году Компания выделила 20 млн. рублей на благоустройство дорог микрорайона в рамках Соглашения о партнерстве с Администрацией городского округа Коломна.

   Вторая программа – «Партнерство» – подразумевает разработку и реализацию проектов, предназначенных для решения общезначимых социальных проблем в регионе присутствия на основе соединения ресурсов партнеров, а также бизнеса и власти. В рамках программы «Партнерство» в 2009 г. был организован Конкурс проектов ОАО «Вольскцемент». Именно с этой инициативой Компания вошла в тройку российских лидеров в ренкинге корпоративной благотворительности-2009 и заняла 1-е место в субренкинге «Промышленные компании и компании добывающего сектора».

   Победа в независимом конкурсе, организованном газетой «Ведомости» совместно с PricewaterhouseСoopers (PwС) и «Форумом доноров», – бесспорное достижение Holcimи признание успехов в области социальных инвестиций в регионах присутствия.

Альтернативная форма регионального инвестирования

   Одной из инновационных форм работы некоммерческих фондов в последние десятилетия стало программное инвестирование. Сам термин Program Related Investment впервые появился в тексте Налогового Кодекса США в 1969 году, заложившего основу финансовых механизмов некоммерческого сектора и регламентирующего различные аспекты деятельности корпоративных и частных фондов. Основным принципом PRI является нацеленность на реализацию целей деятельности фонда. Программное инвестирование не должно иметь своей основной целью получение прибыли и использоваться в целях лоббизма.

   В конце 90-х пионерами PRI стали фонд МакАртуров и фонд Форда, внедрившими эту практику в свою операционную деятельность. Теперь объемы PRI устойчиво растут по 30% в год, их общий объем превышает $300 миллионов.

   PRI могут осуществляться в форме ссуд в основной капитал (loans to endowment), кредитов на конкретные программы, гарантийных ссуд (loan guarantee), возобновимых грантов (recoverable grant), долевого инвестирования (equity investment). Норма прибыли в PRI рассчитывается по наиболее низкой рыночной ставке и обычно составляет от 1% до 4%. Сфера использования PRI широка: образование, здравоохранение, социальные службы, культура, искусство, экология. Но все же главный объект PRI– жилищные программы.

   Для фонда программное инвестирование часто является альтернативой традиционным грантам, отдача от которых часто сомнительна. Грантполучатели не всегда обеспокоены созданием реальных механизмов решения заявленных проблем, хотя раздел «устойчивость проекта» стал практически обязательным для всех грантовых заявок. Для заемщика программное инвестирование тоже более привлекательно, оно выводит некоммерческую деятельность в сферу профессиональной деятельности, близкой к бизнес-деятельности. Менеджмент, финансовая отчетность, мониторинг и оценка результата строятся по тем же принципам, что в любом коммерческом проекте. Заемщик получает возможность привлекать финансирование из других источников, наращивает свои организационные мощности, повышает свою привлекательность как партнера для бизнеса и заемщика.

   Продвижение PRI потребует наличия профессиональных некоммерческих организаций, умеющих разговаривать с бизнесом на одном языке. От самого корпоративного или частного фонда такая работа требует большей ориентированности на результат, программного мышления и, часто, привлечения внешнего эксперта.

СОЗДАВАЯ ОСНОВЫ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

   Конкурс проектов ОАО «Вольскцемент» получает свое продолжение уже третий год подряд. И ежегодно его итогом являются не просто объявление победителей и перечисление денежных средств, а реализация проектов, направленных на улучшение социального климата в регионе и способных к самостоятельному продолжению и развитию в будущем. При сравнительно невысоких затратах на проведение Конкурса (4, 5 млн. рублей) технология позволяет получить высокую эффективность.

   Так, благодаря реализации одного из проектов – победителей 2009 года, каждый из 15 000 детей, проживающих в муниципалитете, может получить неотложную помощь в палате интенсивной терапии Детской больницы (проект «Неотложная помощь детям»); 15 000 детей, подростков и взрослых могут заниматься спортом, участвовать и смотреть соревнования, приобщаться к здоровому образу жизни на городском стадионе «Юность» (проект «Спорт – то, что нас объединяет»). 31 000 человек смогли побывать на виртуальной и стационарной выставке «Вольск в ХХ веке» в Вольском краеведческом музее. Проект «Доступный музей. Виртуальная выставка «Вольск в ХХ веке» занял третье место в региональном конкурсе музеев.

   Результатом проекта «Швейный цех» («Всероссийское общество инвалидов») стало не просто создание специальных рабочих мест, но и социальная и трудовая реабилитации инвалидов. При этом проект подразумевает обеспечение цеха заказами от муниципальных предприятий, выполнение которых позволит заработать средства для оказания помощи нетрудоспособным членам общества.

   Проекты-победители «Первые шаги», «Здоровые дети – здоровое общество», «Здоровое детство», «Вместе мы – сила!» и «Волшебный мир искусства» в наибольшей степени отвечали не только заданной Конкурсом тематике «Помогая детям – строим будущее», но и Посланию Президента Д. А. Медведева, обозначившему детско-юношескую тему как наиболее актуальную. Так, для 600 детей из 2-х детских садов созданы специальные условия и подготовлены специальные медицинские программы по укреплению здоровья и реабилитации после болезни.

Источник:
экспертный деловой журнал
\”Устойчивый Бизнес\” №2

Leave a Comment