Соц. предпринимательство

Анна Нестерова – о Global Social Business Summit 2014

27 – 28 ноября в Мехико прошел Глобальный саммит социального бизнеса (Global Social Business Summit 2014). В саммите приняли участие 750 человек из 50 стран мира. Россию представляла делегация Агентства стратегических инициатив, в составе которой с докладом выступала заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова. Об основных пунктах своего доклада и об идеях, возникших по ходу проведения саммита, Анна Нестерова рассказала корреспонденту портала «Новый бизнес. Социальное предпринимательство».

– Анна, вы представили на саммите доклад об экосистеме социального предпринимательства в России. Расскажите о нем подробнее.
– Я рассказывала о четырех основных элементах экосистемы социального предпринимательства.
Первый элемент – это господдержка и поддержка окологосударственных предприятий. Здесь имеются в виду государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, в рамках которых поддерживаются проекты социального предпринимательства и поддерживается открытие Центров инноваций социальной сферы. На сегодняшний день по всей России существует уже более 20 Центров инновации, открытых Агентством стратегических инициатив, совместно с Министерством развития. Главная задача этих центров – поддержка социальных предпринимателей: проведение курсов и консультаций по господдержке и региональной поддержке, помощь в разработке бизнес-идей и товаропроизводящих цепей.
Второй элемент – кооперация крупных компаний с местными властями в условиях моногородов, то есть городов, в которых все население работает на одном-двух крупных предприятиях. Этот элемент характерен только для России, так как система моногородов существует только в нашей стране. Владельцы предприятий в моногородах вынуждены думать о решении социальных проблем. Гораздо больших результатов в решении социальных вопросов эти компании могли бы достигнуть, объединившись с местными властями. В России уже существуют подобные союзы, и они приносят положительные результаты.
Третий элемент – частные инициативы, поддерживающие социальное предпринимательство. Здесь я подробно рассказала о Фонде «Наше будущее», о поддержке, которую Фонд оказывает предпринимателям.
Четвертый элемент – международные практики, которые уже существуют в России. Например, в ноябре в Москве начал работать Impact Hub, позволяющий любому желающему за небольшие деньги получить возможность общаться с международными экспертами, следить за тем, как развивается социальный бизнес в других странах.

– Как был принят ваш доклад?
– Доклад вызвал довольно большой интерес среди участников и организаторов саммита. Участникам было интересно познакомиться с социальной экосистемой в России, уникальной своей региональной сетью центров поддержки и проблемой моногородов. Организаторам саммита, проводившим в России в 2009 году конференцию по социальному бизнесу, было интересно увидеть, как выглядит социальный бизнес в России сегодня, что изменилось, что появилось нового.

– Какие проекты, представленные на саммите, были, на ваш взгляд, наиболее яркими?
– Наибольший интерес вызвали презентации социальных проектов. Запомнилось выступление делегации из Малайзии. Сначала рассказывали о стране, о ее небоскребах и инновациях. А потом был представлен социальный проект по решению проблемы безработицы в деревне, которая находится за городом. Оказывается, рядом с современным, высокотехнологичным городом, люди в живут впроголодь и не имеют возможности найти себе работу. Теперь проблема рабочих мест решена – жители шьют одежду и им помогают продавать ее через интернет. Проект сам по себе интересен, но еще больше интересно то, что без презентации данного кейса мы бы не увидели социальной проблемы. Такие презентации помогают под несколько другим углом увидеть страну, помогают вникнуть в ее социальную ситуацию.
Я считаю, что на международных саммитах каждая страна должна рассказывать хотя бы об одном действующем социальном проекте своей страны. Тогда мы получим возможность увидеть страну со всех сторон. И с этой позиции огромным упущением было то, что не были представлены социальные проекты от России. Участники саммита не смогли до конца вникнуть в социальную ситуацию нашей страны.

– Были ли в ходе вашей работы достигнуты какие-то договоренности о сотрудничестве?
– По сути самая главная договоренность состояла именно в том, что нас просили в следующем году привезти на саммит социальных предпринимателей из России. И я считаю, что это было бы очень полезно и для нас, и для предпринимателей, и для представителей других стран. И мы обещали в следующем году подготовиться шире: не только в общих чертах рассказать о наших достижениях, но и познакомить с нашими кейсами по социальному предпринимательству.

– Удалось ли вам лично пообщаться с организатором саммита, нобелевским лауреатом Мухаммадом Юнусом?
– Да. Он был очень рад встрече с русской делегацией, пускай и немногочисленной. Юнус подробно расспросил каждого члена команды о том, чем он занимается, с удовольствием обменялся с нами контактами.

– Какое в целом у вас впечатление от саммита?
– Для России участие в саммите было полезно. Я уехала с четким убеждением, что мы можем, и нам нужно двигаться дальше: формировать сообщество по всей России, закреплять законодательные понятия и тиражировать наши практики по всей территории России. После саммита стало очевидным, что нам надо больше рассказывать про Россию на мировой арене. Лучшие социальные модели нужно вывозить на международные форумы и конференции. В России есть хорошие проекты, о которых должны знать в мире, они должны попадать в справочники и специализированную литературу, мелькать в интернете. Такие практики будут положительно сказываться на имидже нашей страны.

 

Leave a Comment