Акцент

Костин Алексей Евгеньевич: комментарии по текущим тенденциям КСО на примере РФ

Костин Алексей Евгеньевич: комментарии по текущим тенденциям КСО на примере РФ

Комментарий к статье “CSR 2.0: тенденции 2014-20”

Бизнес начинает видеть экономическую ценность КСО и инвестируют в инициативы, которые поддерживают благосостояние заинтересованных сторон и окружающей среды.

Костин Алексей Евгеньевич: комментарии по текущим тенденциям КСО на примере РФ УЗНАВАЙ МГНОВЕННО о свежих новостях на официальной странице журнала в Facebook

Россия — данный тезис справедлив только для тех российских компаний, которые находятся в сфере международной конкуренции. Их в РФ примерно около ста, в том числе и с государственным участием. Все остальные компании, не подверженные прямой международной конкуренции, ориентируются на внутренние условия российского рынка. А на нем КСО фактически не является конкурентным преимуществом, там важно совсем другое: доступ к дешевым финансовым ресурсам, близость и сотрудничество с властями (государством) на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном), монопольное, а чаще олигопольное положение на рынке и т. д. Конечно, есть еще один фактор — это доставшаяся многим российских компаниям еще советская «социальная нагрузка», которую игнорировать невозможно, особенно в моногородах и отдаленных района севера. И компании пусть вынужденно, но серьезно этим занимаются, поскольку без решения этих проблем их бизнес просто не может существовать. И это, безусловно, входит в их КСО. Но при ближайшем анализе список этих компаний фактически совпадает с упомянутой первой сотней «передовиков КСО».

• КСО отчетность и прозрачность, хоть и на добровольной основе, становятся все более популярными.

Россия — данное положение вряд ли справедливо для страны в целом, поскольку применимо также только для сотни «социально ответственных». Все остальные компании, а их подавляющее большинство, абсолютно не заинтересованы в публичном раскрытии информации о себе. Такая публичная отчетность им ничего не дает: Закон не требует, а решающие факторы конкуренции и привлечения финансовых ресурсов лежат совсем в другой плоскости. К тому же «лишняя публичная информация» зачастую опасна для владельцев и менеджеров бизнесов, многим из которых есть что скрывать от общественности, СМИ и государства, а также недобросовестных конкурентов. Показательным примером является состояние дел с раскрытием экологической информации. По Закону все компании ежегодно отчитываются примерно по 150 экологическим показателям перед органами государственной статистики. Но это закрытая информация для общественности в соответствии с законодательством, и справедливости ради, надо сказать и с международными нормами статистической информации. В результате доступ к экологической информации фактически закрыт, и только компании передовики — добровольцы раскрывают эту информацию, и то только частично, обычно по показателям GRI.

• Компании вовлекаются в КСО из альтруистичных или PR побуждений , или и то, и другое.

Россия — данный тезис справедлив и частично этот процесс действительно активизируется. Многие крупные компании создали свои благотворительные фонды, выполняющие полезные социальные и экологические проекты. Среди средних и малых предпринимателей также достаточно много примеров благотворительности, хотя и несистемной. Все большее количество сотрудников компаний вовлекается в волонтерскую работу.

• Глобализация и разрыв в потреблении компаний, отходы, цепочки поставок и воздействие заинтересованных сторон делает КСО сложно осуществимой задачей в рамках всей компании.

Россия — эти объективно существующие сложности также и в нашей стране затормаживают внедрение КСО на системной основе в формате Triple Bottom Line и Sustainability.

• Ценность для акционеров все еще имеет приоритет над ценностью для заинтересованных сторон

Россия — к сожалению, данное утверждение безусловно справедливо и для нашей страны.

• КСО принимает форму благотворительности, работы с населением, уменьшения расходов топлива и отходов.

Россия — также безусловно справедливо. Однако энергоэффективность и высокая степень переработки отходов пока что еще не стали реальными приоритетами корпоративной политики российских компаний.

• Зеленый камуфляж (Greenwashing) повсеместно

Россия – мало применимо, поскольку уровени государственной экологической политики и связанной с ней общей экологической осведомленности населения крайне низки. Поэтому перед российскими компаниями очень редко возникают ситуации, когда нужно применять «зеленый камуфляж». К тому же система государственных экологических платежей работает так, что фактически позволяет компаниям «задешево» откупаться от данных проблем.

• Компании, с надлежащим управлением, эффективными бизнес-процессами, позволяющими экономить деньги, уменьшать количество отходов и потреблять меньше ресурсов практикуют КСО

Россия – да, это справедливо, как и для других стран. Но многие российские компании, тем не менее, не имеющие «надлежащего» уровня в упомянутых областях, также практикуют КСО. Примеры — многие государственные российские компании.

• Популяризация КСО образования среди молодых специалистов и молодежи в целом ведет к изменению потребительского и бизнес-поведения на более устойчивое.

Россия – да, это справедливо, но процесс идет очень медленно. К тому же это образование имеет пока что низкое качество.

• Эксплуатация и идея, что для того, чтобы быть победителем обязательно должен быть проигравший – все еще является тенденцией.

Россия – да, это справедливо для нашей страны.

• Понимание, что “американская мечта” должна измениться на устойчивую модель потребления, для долгосрочного сохранения качества жизни.

Россия – в таком ракурсе в стране дискуссия еще не начиналась вообще.

• Государственное регулирование и повышение осведомленности общественности помогают продвижению КСО, но для значимых изменений все же необходимо, чтобы эти усилия были едиными.

Россия – это главная проблема и резерв развития КСО. Назрела насущная необходимость разработать и принять Постановление Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса». Нужно также ввести для всех государственных компаний со 100% госучастием, а также федеральных и региональных государственных унитарных предприятий (ГУПов — их многие тысячи) обязательную публикацию в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных и экологических показателей. В этой связи Государственная Дума должна принять соответствующие законодательные поправки. И это только первые шаги по формированию эффективной политики в области КСО в РФ. Активная позиция государства в области КСО и информационной открытости по отношению к государственным компаниям послужит началом такого же процесса и в среде большинства частных и смешанных по собственности компаний. Сотрудничество государства и общественности в данной области пока что идет лишь по частным вопросам КСО — корпоративная благотворительность, помощь местным сообществам, детям и инвалидам. До системного сотрудничества еще очень далеко. Приходится констатировать, что пока что в РФ нет ни государственного, ни общественного отчетливого запроса на этот счет.

Leave a Comment